В Нижнеудинском районе появится Бурятский культурный центр

Есть в Нижнеудинском районе небольшая деревня — Кушун. Недалеко находится другая — Мунтубулук. В этих деревнях живет практически все бурятское население района, немногим больше трехсот дворов. Сколько здесь людей, выяснить нам не удалось, все опрошенные сошлись во мнении, что очень немного.

Широкие улицы Кушуна пустынны — несмотря на обеденное время. Впрочем, работать в Кушуне просто негде — хозяйство развалилось уже давно, люди живут за счет своего хозяйства. Впрочем, картина привычная для многих деревень как Иркутской области, так и Усть-Ордынского округа.

— Скоро у нас появится свой культурный центр, — говорит директор Кушунской школы Анна Сергеевна Шарагулова, — мы уже сейчас ведем в нашем учебном заведении занятия — учим ребят родным пословицам и поговоркам, стараемся рассказать о культуре народа. У нас в школе дети учатся до 4-го класса и всего рябятишек — 10 человек. Пусть и немного бурят в Нижнеудинском районе, а забывать о своих корнях нельзя. По нашей просьбе из Усть-Орды прислали учебники бурятского языка. И совсем детские есть, и посложнее. В районе очень много местностей носят бурятские названия, так что земли наши старинные, буряты здесь живут очень давно. По словам моего отца, уже 11 поколений наших предков живут здесь. А может быть, и еще больше...
Известный ученый Б.З.Нанзатов сообщает в своей книге "Племенной состав бурят в XIX веке": "...в Иркутской губернии буряты числились в Нижнеудинском и в Киренском округах: 1598 и 10 человек соответственно... Наиболее западной этнотерриториальной группой бурят являются нижнеудинские буряты. В составе нижнеудинских бурят исследователями отмечались следующие этнические единицы: тумэшэ, шарад, кулмэнгэ, мальжираг, туряалаг, кхоршон, кара коршон, саган коршон, янта коршон, котоб, барунгар, якта, бэбри, кхотомуд, кхурдуд, кара-дархан, саган тинса, кара тинса, бакан, бурхан шубун, ашибагат. Нижнеудинские буряты расселены в среднем течении реки Уды, впадающей в Ангару в ее среднем течении с южной стороны. Как видно из приведенного списка, часть представляет собой осколки малых племен, известных среди остальных групп бурят, такие как шарад, хулмэнгэ, хурдуд, ашибагад. Большая часть распространена только среди нижнеудинских бурят.
По словам кушунцев, одна из местных исторических версий гласит, что буряты в этих краях появились после того, как их вытеснили с привычных земель монголы. Не захотели присоединиться к войскам Чинсгисхана и Бату-хана, вот и отошли в места, где до них не могли добраться агрессивные соседи. С тех пор и живут на этой земле. Современники связи со своими родичами не теряют — недавно Анна Сергеевна была в командировке в Ангарске, где сильно бурятское общество, ознакомилась с работой.

— Мне понравилось, хотя в этот день Ангарск принимал делегацию из Китая, и поэтому встреча прошла немного сумбурно. Но удалось встретиться с интересными людьми, поговорить, узнать много нового. Жаль, не смогла добраться до Одинска, там у меня подруга живет. А так хотелось посмотреть, как они составляют свои родословные, поучиться.

Сейчас в Кушуне работают над созданием своего Бурятского культурного центра. Скорее всего, он разместится в здании клуба. Районные власти начинание кушунцев поддержали, так что центр будет иметь значение районного. Как сообщила нам Анна Сергеевна, в центре будут проводиться выставки, экспонироваться костюмы и предметы быта предков.
Далеко до Нижнеудинска, а все-таки правду говорят старые люди: "Два бурята всегда родню найдут". Так и мы с Анной Сергеевной, поговорив, выяснили, что есть у ее семьи родственники в Мольке Усть-Удинского района, есть там родня и у автора этих строк. А так как Молька деревня небольшая, то и родство не исключено. Так что все мы — одна большая семья.

Метки:
baikalpress_id:  37 115