Дети "Надежды" лепят картины из теста

Маленькие жители округа с ограниченными способностями прошли самый длительный период реабилитации

В окружном реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями "Надежда" регулярно наблюдается группа из 30 человек. Более половины юных пациентов страдают умственной отсталостью. Основной диагноз — ДЦП. 28 марта закончился самый длительный цикл лечения детей, чье здоровье требовало продолжительной реабилитации. За время, проведенное в "Надежде", дети научились рисовать и лепить картины из теста, но в первую очередь — любить и уважать друг друга, невзирая на недостатки.

С начала нового года в окружном реабилитационном центре "Надежда" проходили курс лечения 30 ребятишек из всех районов УОБАО. Среди них были и воспитанники детских домов, и дети из неблагополучных семей, и те малыши, чье здоровье требовало постоянного наблюдения и срочного вмешательства невролога, педиатра, логопеда, психиатра и психолога. Все эти специалисты, а также профессиональный массажист, занимаются с детьми каждый день. Ребята из тех семей, которые проживают в Эхрит-Булагатском районе или в поселке Усть-Ордынском, находятся в Центре с утра до вечера. Другие дети живут в реабилитационном центре на протяжении всего цикла. За один год в "Надежде" проходят 4—5 таких циклов, а значит, необходимую помощь медиков и педагогов ежегодно получают 120—150 детей.
— У нас на лечении находятся дети с различными заболеваниями, — рассказывает Федосья Мантатова, заведующая отделением психолого-педагогической помощи. — Помимо оздоровительных процедур дети школьного возраста получают образование. При этом подход к каждому ребенку индивидуален — кто-то, например, может заниматься полчаса, а кому-то достаточно и 15 минут, ведь способности и знания у всех различные. 17 человек — умственно отсталые дети. Трое страдают от сколиоза, основной диагноз — детский церебральный паралич с разными сопутствующими заболеваниями. На втором месте — туберкулез.
С маленькими пациентами в центре занимается заслуженный врач Анна Борхолеева. В специальном журнале она отмечает, с каким заболеванием ребенок поступил в центр, какое лечение принимает и каковы результаты пребывания в центре реабилитации.
— Ежегодно из окружной больницы мы приглашаем разных врачей для полного обследования своих пациентов, — говорит Анна Ильинична. — Когда дети попадают к нам, у всех без исключения плохие зубы, неважное зрение, у многих ребят эндокринные заболевания. Когда я уходила из больницы, чтобы работать в центре, надеялась, что будет легко. Тогда я еще не знала, что в округе проживает около 2 тысяч детей-инвалидов. Все оказалось не так просто — скучать здесь не приходится. Каждый ребенок поступает на лечение с целым букетом заболеваний, порой запущенных. По окончании цикла реабилитации всегда наблюдается положительная динамика — дети набирают в весе до 3 килограммов, улучшается общее состояние здоровья. В редких случаях, когда ребенку требуется дополнительная помощь медиков, мы оставляем его на повторный период реабилитации. Например, на второй курс лечения, который начнется в апреле, у нас остается девочка, которая прибыла в центр позже остальных — ей все еще необходима наша помощь.
Дети толкуют сны и рисуют картины
Тихая музыка, удобный диван, бассейн из мягких шариков, синяя подсветка у воды в высокой колбе с пузырьками, на стене — неяркий ковер. В небольшом кабинете психолога все устроено таким образом, чтобы ребенок отдыхал здесь душой. При этом совсем не обязательно обсуждать какие-то проблемы или наболевшие вопросы с Александрой Филипповой, детским психологом. Можно просто посидеть на диване и послушать музыку, книжку почитать в тишине или рассказать о том, какой сон приснился и что он обозначает.
Свои переживания или мечты дети учатся излагать если не словами, то на бумаге. Поэтому рисуют здесь все подряд, от мала до велика. Рисунки висят и в коридоре, и в классе.
В процессе обучения в интернате ребята приобретают и другие навыки — шьют, вяжут, лепят картины. Причем картины действительно лепят — из соленого теста. Этому учат на уроках труда. Особенно интересные поделки участвуют в выставках и даже продаются.
— Наши воспитанники участвовали в выставке, которая проходила во время декады инвалидов в районном Доме культуры, — рассказывает Федосья Мантатова. — Зрители приобретали валентинки, картины и другие поделки, которые наши дети лепили из теста. Мы, педагоги, и сами покупали эти сувениры. За участие в выставке ребятам дарили сладкие подарки. На вырученные деньги закупили мулине, теперь девочки занимаются вышивкой салфеток. Эти изделия будут участвовать в выставке, посвященной Дню защиты детей.
"Надежде" нужны профессионалы
Тесновато в "Надежде". Массажный кабинет и тренажерный зал находятся в одном кабинете, а учебный класс — проходная комната —располагается между двумя спальнями и столовой. Мастерские и вовсе переносные. Столярное оборудование для мальчиков и швейные машины для девочек находятся в комнатах — специально оборудованных помещений для уроков труда в реабилитационном центре нет.
Единственный работник реабилитационного центра, который прошел специальную подготовку для работы с детьми-инвалидами, это психолог Александра Филиппова. Нет денег на повышение квалификации сотрудников интерната.
— Для лечения детей необходимы курсы массажа, — рассказывает врач центра. — Массажем занимается специалист Виталий Назаренко. Он же руководит занятиями в тренажерном зале. Многие заболевания детей можно вылечить точечным массажем, но для этого необходимо, чтобы массажист прошел специальную подготовку. В пользе массажа сомневаться не приходится — многие дети начинают ходить благодаря этим курсам. Обучение работе с детьми-инвалидами проходит в Москве — дорогостоящую поездку в столицу и проживание там педагоги и медики не могут себе позволить.

Метки:
baikalpress_id:  2 671