Мертвая петля над Усть-Ордой

От Усть-Ордынского аэропорта остались одни фуражки

О том, что в округе был аэропорт, новому поколению устьордынцев напоминает лишь заросшая взлетная-посадочная полоса, на которую иногда приземляются парашютисты, да ветхое здание аэровокзала, где до недавнего времени располагалась метеослужба. Между тем Усть-Ордынский аэропорт был в своем роде уникален. Другого такого в СССР не было. Он был нужен, незаменим, и в то же время из-за эксплуатационной и технической специфики самолеты здесь падали не реже, чем в Иркутске...

Фото: Бывший начальник аэропорта Анатолий Еропов хранит все свои фуражки;
Здание аэровокзала постепенно разрушается;
Механик аэропорта Виктор Еропов.

Палочка-выручалочка
Сегодня, наверное, никто не скажет, сколько аварий произошло в Усть-Орде во время войны. Но такие случаи наверняка были, поскольку приземлилось и взлетело здесь в эти годы больше 10 000 американских самолетов. А сколько наших — не счесть.
На памяти местных жителей — четыре послевоенные авиакатастрофы. "Наш аэропорт был запасным от Иркутского, — рассказывает бывший начальник аэропорта Анатолий Еропов, — своего рода палочка-выручалочка, пользовались которой в самых экстренных случаях и непогоду". К тому же на базе Усть-Ордынского аэропорта проходили тренировочные полеты военных летчиков. Этими двумя факторами и объясняется столь высокая аварийность.
Погода в Иркутске и в Усть-Орде мало чем отличается, поэтому самолеты садились все в тот же дождь и туман. Грунтовая взлетно-посадочная полоса, имевшая благодаря особой глине и беспрестанной обработке катком высокую прочность, не выдерживала. Самолеты проваливались в раскисший грунт, и после посадки их часами вытаскивали из грязи на тракторах — тросы рвались один за другим. Тем не менее за все время существования аэропорта произошла лишь одна крупная авария гражданского судна. Случилось это, по воспоминаниям, в 1959 году. Тогда Иркутск не принял на посадку самолет Ту-104, следовавший из Хабаровска.
Пострадал только экипаж
По мнению бывшего механика аэропорта Виктора Еропова, такой уникальной посадки не было за всю историю советской авиации. В Усть-Орде несколько дней шел дождь, и хотя аэропорт со всех сторон продувался ветрами (благодаря географически выгодному расположению), над поселком и его окрестностями стоял густой туман. Несмотря на нулевую видимость, самолет решили посадить: горючее было на исходе...
С первого захода экипаж промахнулся — огни взлетно-посадочной полосы можно было рассмотреть лишь при критическом снижении, и самолет пошел на второй круг. Очевидцы вспоминают, что дальнейшее наблюдали с замиранием сердца. Не набрав нужной высоты, самолет стал разворачиваться и одним крылом коснулся холма к юго-западу от Усть-Орды. Плоскость тут же отвалилась. Самолет накренился на другое крыло — и оно отломилось. Бескрылую машину с полным салоном пассажиров потащило холмом. Отлетело шасси. Раскололся фюзеляж... Казалось, что после такого вряд ли кто выживет. И каково же было удивление работников аэропорта, поспешивших на помощь, когда обнаружили, что все пассажиры живы. Погибли только два члена экипажа.
Хроника военных катастроф
Военные в небе Усть-Орды гибли чаще, чем гражданские. За их маневрами наблюдали многие устьордынцы. "Бывало, к одному самолету прицепят мешок с соломой, а из другого по этой мишени стрельба идет, — вспоминает механик аэропорта. — А какие виражи совершали! Было на что посмотреть". Но иногда веселое зрелище превращалось в трагедию. В 60-х годах на самолете МиГ-15 погибли два капитана — заклинило управление. Совершая в спарке мертвую петлю, пилоты не смогли вывести машину из пике и врезались в гору.
В 70-х справа от дороги на Осу упал военный Ан-2. При посадке оторвалась лопасть несущего винта, и самолет мгновенно рухнул — экипаж не успел передать на землю ни слова. Погибли четыре человека.
Но, пожалуй, самая памятная и нелепая катастрофа произошла с транспортным военным самолетом Ту-16. Из-за перегрузки он не смог взлететь, выскочил за полосу в сторону Кулункуна, перевалил автотрассу и выкатился на пашню, придавив корову и пастушка. Самолет все лето ремонтировали, но и во второй раз он взлетел с трудом (пилоты радировали: "Тянет в бок") и кое-как долетел до Белой. Больше этого самолета в Усть-Орде не видели.
Фуражка на память
Но не все так плохо было в жизни аэропорта. В штате числилось около 60 человек. Техническая оснащенность отвечала духу времени. Без учета НЗ (на случай войны) запас керосина составлял миллионы килограммов. Усть-Ордынский аэропорт был единственным в стране, где действовала централизованная заправка — самолеты заправлялись не из спецмашин, а из колонки, установленной на поле. От базы ГСМ до места заправки был проведен подземный трубопровод.
Другая достопримечательность аэропорта — пятиметровые серп и молот, установленные на площади перед аэровокзалом: наряду со всадником — своего рода визитная карточка Усть-Орды, рассмотреть которую можно было уже на подлете к поселку. Организован был регулярный рейс (8 раз в неделю) Усть-Орда — Улан-Удэ, и стоимость билета составляла всего 7 рублей. В последствии она вырастет до 400 рублей, и число желающих улететь значительно поубавится.
Все это благополучие рухнет не в одночасье. Лето 1997 года стало самым "героическим" в жизни аэропорта. В Иркутском аэропорту тогда шел ремонт, и в Усть-Орде садилось по 70 самолетов в день. За сутки через аэропорт проходило до трех тысяч пассажиров, которых нужно было встретить, разместить, отправить в город. По этому случаю даже заасфальтировали площадь перед аэровокзалом. Оказалось, напрасно. Лето 1997-го стало последним перед закрытием. Аэропорт, открытый в 1938 году, просуществовал 60 лет и вдруг стал не нужен.
— К тому времени появился запасной порт в Инте, люди из-за дороговизны перестали летать, и мы стали нахлебниками, — рассказывает Анатолий Еропов. — Хотели сделать наш порт муниципальным, но не получилось. Обидно...
Начальник аэропорта передал округу все имущество — одной только земли 254 гектара — и попытался напрочь забыть о былом. Помнить стало не просто обидно, а горько. Имущество аэропорта, стоимостью в миллионы, стали элементарно разворовывать: четыре мощных насоса, краны, дизель, проводка, кабеля... Серп и молот свалили на землю и растащили на доски. Разбомбили радиосредства ближнего и дальнего привода. Ныне покойный Алексей Анхеев, старший радиотехник в прошлом, побывав на дальнем приводе, схватился за голову: "Так даже варвары не делали... Нет ни одного кирпича".
— От аэропорта по-существу остались только мои фуражки, — говорит Анатолий Еропов. — Вот они — все храню, а одну даже ношу, никак не могу расстаться...
Здание аэровокзала постепенно разрушается, а по краям трехкилометровой взлетно-посадочной полосы строят дома. В случае необходимости самолет в Усть-Орде уже не посадишь. Но нельзя же катиться в пропасть до бесконечности, рассуждают бывшие "летуны", наступит время, когда аэропорт вновь потребуется. И тогда придется все начинать с нуля.

Метки:
Загрузка...