Второе пришествие лам

Буддистские священники в Усть-Орде предсказывают и врачуют

Несколько лет назад, говорят, в Булусе случился массовый падеж скота, и кое-кто связал эту небывалую напасть с присутствием на здешних землях буддисткого дацана. Впрочем, местных жителей всегда отличала особая терпимость, и если храм обесточили, сняв провода линии электропередач, и растащили его железную кровлю, то объяснять это следует скорее не религиозным экстремизмом, а обычным воровством обычных безбожников.

Тем не менее дацан, претерпев все эти лишения, захирел и вскоре обезлюдел. Но два года назад по приказу Главного ламы России в Усть-Орду были откомандированы сразу пятеро священников. Обосновались они не в заброшенном дацане, а в самом поселке. И это можно было назвать вторым пришествием лам, поскольку их популярность в округе начала стремительно расти.
Ламы-астрологи
Отыскать жилище и одновременно место служения лам не так-то просто. Расположились они в маленьком домике на берегу Куды. Отличительная особенность — спутниковая тарелка в ограде. Служат ламы вахтовым методом по двое, но застать удалось только одного — Саян-ламу. Можно назвать его младшим, поскольку наставник лам носит точно такое же имя. Только что расставшись с посетителем, лама смотрел телевизор, облачившись в спортивный костюм.
Саян-ламе нет еще и тридцати, закончил недавно институт Иволгинского дацана. Специализация — философия религии, что приравнивается к богословскому образованию. Владеет английским. Холост.
— Телевизор. Это не претит вашим взглядам?
— Ничуть. Мы такие же люди...
— Говорят, вы будущее предсказываете. Можете даже день и час смерти назвать.
— В Улан-Удэ я знаю таких лам... А среди нас есть ламы-астрологи, способные лишь с определенной вероятностью определить тот или иной поворот в жизни человека и предостеречь его от неверного шага. К примеру, когда лучше открыть новое дело и чего опасаться при этом, куда поступить на учебу и на что обратить особое внимание... Для этого есть специальные календари и методики. Характер просьб, с которыми к нам обращаются, во многом зависит от времени года. Весной чаще всего обращаются студенты и родители выпускников и призывников. Мы, конечно, не военкомат, но посоветовать кое-что можем. Служба в армии — это дело простое и одновременно сложное. Все зависит от характера человека. Недавно обратился один призывник. Парень волевой, сразу видно, но календари говорили, что ему следует опасаться холодного оружия и большой воды, о чем и предупредили его родителей. Главное — успокоить. По большому счету, мы тем и занимаемся, что снимаем душевную тревогу. Мандраж, как говорят студенты.
Фрейду и не снилось
Буддизм изначально формировался не как религия, а философия жизни. Но людям, которые идут к ламам на прием, как правило, не до философии, хотя и задают вопросы близкие ей по духу: отчего так устроен мир? Почему есть страдание? На этот шаг их толкает чаще всего боль и отчаяние. Поэтому, наверное, беседа ламы с клиентом напоминает психотерапевтический сеанс. Жизнь человека раскладывается по косточкам до тех пор, пока совместными усилиями не будет найдена первопричина всех бед. Как правило, находится она в самом человеке, в его поступках и убеждениях. Психоанализ этим, в принципе, и ограничивается, а далее идет магия. Ритуал. Их множество. Определенная часть ритуалов в бурятском буддизме адаптирована к шаманизму — лама обращается не только к Будде и своему пантеону Богов, но и к духам предков, совершая традиционное подношение божественного напитка — молока или водки.
Два месяца назад в Усть-Орде появился еще один лама — эмчи-лама, то есть врачеватель. Открыл кабинет тибетской медицины. Диагностика по пульсу стоит 50 рублей, курс лечения — от 870 рублей и выше в зависимости от болезни. Лечит в основном порошками, специфическими на вкус и запах. Говорят, помогает. Кроме этого, лама занимается иглоукалыванием, массажем и делает кровопускания.
В отличие от эмчи-ламы, берущего за лечение установленную плату, ламы-астрологи и служители ритуала не имеют тарифов. "Отказать человеку в помощи мы не можем, даже если в кармане у него всего пять рублей, — говорит Саян-лама. — Но обычно за наши услуги люди дают не меньше ста рублей. Деньги — не главное. Мы, конечно, не бедствуем, но и как сыр в масле не катаемся".
Возросшая популярность лам позволила предпринять следующий шаг — в конце мая — в июне они планируют перевезти здание дацана из окрестностей Булусы в Усть-Орду. Установят храм, скорее всего, неподалеку от того места, где живут, — на берегу Куды. Соседи, уверяет Саян-лама, относятся к буддистам более чем доброжелательно.

Метки:
baikalpress_id:  1 209