Вдохновение не терпит суеты

В музее поселка Усть-Ордынского открылась очередная выставка известной осинской художницы Любови Бертаковой. Этот вернисаж примечателен тем, что здесь в основном представлены графические работы Любовь Архиповны, причем многие — впервые. Здесь она предстала в еще одной своей ипостаси.

"Возможно, я разбрасываюсь и это не очень хорошо!" Это слова самой художницы. Вообще Любовь Архиповна в творческом отношении — человек очень разноплановый: она все время в поиске, пробует себя и в живописи, и в графике, а также в декоративно-прикладном искусстве. С последним у нее особые отношения. В последнее время она увлечена таким оригинальным направлением, как тестопластика. Ею выполнены целые панно из такого незамысловатого материала, как соленое тесто. Вообще природные материалы — это ее конек. Не так давно сильно нашумели (да иначе и быть не могло: столь необычен и материал, и техника, и осмысление) ее работы из камней. Да, из обыкновенных байкальских окатышей. Только буйное воображение художника способно разглядеть в этих прозаических обломках горных пород какие-то загадочные очертания и божественные лики. Неудивительно, что столь необычный и кардинально новый взгляд заставил ахнуть и внимательнее присмотреться как к самим объектам творчества, так и к Любови Бертаковой. Думаю, никто не разочаровался ни в том, ни в другом. Камни, расписанные ею, с успехом разошлись по просторам Бурятии и России. Прославилась, естественно, и сама Любовь Архиповна.
Я не раз задумывалась над феноменом: почему если уж матушка-природа дает, то дает все сразу? Энергичная, умная, проницательная, самокритичная, стильная и красивая женщина из категории вечно молодых. Это Любовь Бертакова. Нравится нам это или нет, но есть немногочисленная когорта людей, которые, родившись, украсили собой эту землю.
Детей надо любить и учить их любить себя и других
Любовь Архиповна имеет солидный педагогический стаж, она не только профессиональный художник, но и преподаватель Осинской художественной школы.
— Я уверена, не бывает бесталанных детей. Есть дети, в которых не сумели развить талант. Совсем не обязательно выпускнику художественной школы становиться художником или скульптором. Если он станет просто гармонично развитым человеком, без комплексов и чувства неполноценности, — актером, педагогом, столяром, парикмахером — с изюминкой, с искрой в глазах, с фантазией и чувством юмора, то мы можем считать, что наша миссия выполнена сполна. А самый безотказный ключик к душе и талантам любого ребенка — это любовь. Большая, терпеливая и безоговорочная любовь, и обязательно искренняя, потому что дети не терпят ни малейшей фальши. Художественная школа в небольшом селе — это большая редкость. Для сравнения, в Улан-Удэ сейчас одна такая школа на весь город. Отбор туда очень жесткий, сами понимаете. Чего у нас нет — так это отбора. И это вроде бы усложняет нашу работу, потому что идти по программе непросто. Но попробовать себя имеют возможность буквально все желающие. И то, что они общаются с прекрасным, хоть что-то берут для себя — это уже хорошо.
Легко ли быть художником?
Легко ли быть профессиональным художником в деревне и не прослыть белой вороной? Вынести традиционные лишения, присущие судьбам людей этой профессии?
— Вы хотите узнать, кормит ли нас наша профессия? Что вы, Бог с вами! — моя собеседница улыбается. — В наших условиях это вряд ли возможно. Знаете, лично для меня мои произведения — это как мои дети. А разве детей можно как-то оценить, они для меня бесценны. И дело не только, скажем так, в расходных материалах, которые достаточно дороги, дело в душе, в которую ты вкладываешь в свое детище. Если ставить дело на поток, то это уже просто ремесло, и такая девальвация неизбежна, если пытаться прожить на это. В этом отношении мы, преподаватели, счастливые люди. Мы сами рисуем, учим этому детей, то есть занимаемся любимым делом, а нам за это еще и платят. Сами мы считаем, что, занимаясь педагогикой, нельзя забывать работать над собой. Надо развиваться, создавать что-то, участвовать в выставках.
Когда поехал поступать мой младший сын (их у меня двое), я тоже решила поступить в ВСГАКИ, на декоративно-прикладное отделение, сейчас выхожу на дипломную работу.
— Насчет общения, Любовь Архиповна. В Осе бытует мнение, что у наших художников особый мирок, в который далеко не каждый вхож, почти что богемная тусовка?
— Возможно, в этом есть доля правды... Просто профессия у нас такая, что не терпит суеты. Только этим я могу объяснить существование такого мнения, а так — мы люди простые и открытые для любого общения. Приходите к нам чаще!
Нынешний год для художницы юбилейный (50 лет), сейчас она готовит еще одну выставку в рамках своего юбилея. Она — уроженка Осы.
В 1978 году окончила Иркутское художественное училище, работала художником-оформителем в Якутске, Улан-Удэ. Она участвовала во многих областных, окружных, всероссийских выставках, делегат съезда, посвященного 850-летию Москвы, участница фестиваля "Белые ночи" (1994 год).
Награждена знаком отличия "За достижения в культуре" министром культуры РФ (1999 год). Ее работы находятся в частных коллекциях Иркутска, Новосибирска, Москвы, Германии, Кореи, Франции.

Метки:
baikalpress_id:  50 339