Речная эпопея династии Швецовых

Богатая биография семейства ленских речников лишний раз подтверждает жизненную фразу: на флоте случайных людей не бывает!

Еще каких-то 25 лет назад Киренская РЭБ флота была крупнейшим речным предприятием в составе Ленского объединенного ордена Трудового Красного Знамени речного пароходства. Число работающих составляло более трех тысяч. На приписке было 115 единиц самоходного и 150 единиц несамоходного флота. На стапелях предприятия было построено 157 единиц: пароходов, теплоходов, кранов, паромов, доков, барж и, как венец, последняя серия из судостроения, 52 буксира-толкача проекта Р33-ЛТМ, которые работают по всему Ленскому бассейну. Кроме двух затонов и хорошей промбазы РЭБ имела свой большой жилой фонд в микрорайоне Мельничном, городе Киренске и поселке Бубновка, четыре детских садика, два Дома культуры. А главное, работоспособный, грамотный, дружный, сплоченный коллектив с вековой традицией знаменитых ленских речников. Коллектив РЭБ прославили три Героя Советского Союза, 67 орденоносцев, 394 человека, награжденных медалями, 137 — ведомственными наградами.

Из рода Швецовых

А теперь об одной из многочисленных династий Киренской РЭБ флота. Я давно слежу за династией Швецовых — и особенно, последние 13 лет, за капитаном Александром Сергеевичем Швецовым.

2001 год. Автор этих строк работал заместителем генерального директора по кадрам и быту. Передо мной стояла задача подобрать достойную кандидатуру на должность капитана СПН-678. Судно — постройки 1966 года, а по своей мощности и грузоподъемности относится ко второй группе судов. Да и слава об этой СПН была не из лучших. Но тем не менее мой выбор пал на Александра Сергеевича Швецова, который прошел хорошую школу подготовки мастерства судовождения у таких асов-капитанов, как Владимир Рантикович Вольский, на т/х «Сургут», Анатолий Ефимович Бутырин — на т/х «Брест», Олег Николаевич Барков — на танкере ТО-1558.

И вот в канун навигации 2001 года Александр Сергеевич только что получил диплом капитана 3-й группы судов и диплом инженера-экономиста, окончив Новосибирскую государственную академию водного транспорта. Я сумел его убедить, и он был назначен капитаном на СПН-678. А посвятить себя Российскому флоту Александр Швецов решил, еще когда три года служил на малом ракетном катере на Тихоокеанском флоте.

Прошло 24 года, а  Александр Швецов все такой же стройный, подтянутый, любит носить форму речника, как и положено капитану. Главное, он любит свою работу и на судне флотский порядок. 12 лет он успешно руководил коллективом танкера СПН-678. А сейчас командует экипажем СПН-685.

От Пантелея Пенды

Вскоре после того, как казак Пантелей Пенда в 1623 году в районе села Чечуйска вышел на великой сибирской реке Лене, по всему берегу стали расти поселения.

В 1699 году в ста километрах выше Киренска, на правом берегу, появилось поселение Потаповское. Через двести лет здесь построили церковь Казанской Божией Матери, и поселение стало называться селом, вместившим 50 дворов, в которых проживало 382 человека. Из них 179 душ мужского пола и 203 — женского. Село Потаповское относилось к Макаровскому приходу, к которому было приписано еще 12 деревень с общей численностью 2446 душ. К слову, на сегодняшний день осталось только 3 поселения.

23 января 1911 года в крестьянской семье Артемия Васильевича и Любови Дмитриевны Швецовых появился второй сын. При крещении в церкви Казанской Божией Матери младенца нарекли Григорием. Шли годы. Семейство Швецовых росло. После двоих сыновей, Ивана и Григория, появилась дочь Маша, сыновья Георгий и Константин. Дети вместе с родителями росли в трудах и заботах крепкими и здоровыми, помогая друг другу. Но в некоторых ленских деревнях была проблема расширения пахотных и сенокосных угодий. К такому поселению относилось и село Потаповское. В марте 1929 года в свои 18 лет Григорий Артемьевич Швецов с тремя классами церковно-приходской школы получил родительское благословение искать свое счастье за пределами родного села. В дорогу он отправился с почтовым обозом до Качуга. Ему предстояло пройти с ним путь ни много ни мало в 700 километров. В Качуге он встал в очередь на биржу труда под номером 1863.

С открытием навигации 1929 года Григорий Артемьевич отправился в свой первый путь самосплавом по великой матушке-реке Лене — рабочим на связке торговых карбазов якутской торговой организации «Холбос». Команде карбазов предстояло преодолеть самосплавом путь в 2450 километров. Работа для всей команды была ответственной, особенно на верхней Лене, где более сотни речных перекатов, знаменитые Ленские щеки, утес Пьяный Бык, названный так после крушения связки карбазов, груженых быками и вином.

Повторив подвиг челюскинцев

В обратный путь Григорий  возвращался матросом на пароходе «Товарищ». А вот в следующую навигацию Григорий Артемьевич уже кочегар почтово-пассажирского парохода «Витим». Кочегаром быть хорошо, но его влекло в машинное отделение парохода, и в свободное время он там часто бывал, познавая ремесло масленщика и механика, и в навигацию 1934 года он уже масленщик парохода «Дзержинский». Этот сезон для команды п/х «Дзержинский» и п/х «Бодайбинец» стала одной из знаменательных. В октябре они держали свой путь с караванами 200-тонных барж по реке Алдан до города Томмота.

Ударили ранние заморозки, понесло густую шугу, а до Томмота нужно было пройти еще 500 километров речного пути. Караван подошел до устья Белькачи, впадающей в реку Алдан. И руководством Ленского речного пароходства было принято решение поставить на зимовку в устье речки Белькачи. А кругом только зеленое море тайги и тишина. Суровое, глухое пространство… Перезимовать суровую якутскую зиму с морозами до 60 градусов в безлюдном месте не так-то просто. Вот в таком положении оказались две команды пароходов и семь барж с 70 человеками. Руководством Ленского речного пароходства начальником случайного отстоя был назначен капитан парохода «Дзержинский» Григорий Алексеевич Полосков. Ему и его коллективу зимовщиков предстояло совершить трудовой подвиг, а именно: построить жилье, столовую, пекарню, баню, мехмастерскую, кузницу, контору, дом под радиостанцию, амбар на два отделения. А главное, разгрузить все баржи и доставить груз по назначению в город Томмот, отремонтировать, выморозить и отстоять весной весь флот. Вот так начались героические будни зимовщиков.

Поскольку глава династии Швецовых был родом из деревни, в совершенстве владел топором, то ему начальник отстоя Полосков поручил создать бригаду плотников и начать строительство намеченных объектов. Григорий Артемьевич набрал в бригаду восемь человек, и работа закипела. Прежде всего строили жилье. Работали от зари до зари. Возвели три дома барачного типа. Кроме этого, Григорий Артемьевич выжигал еще для кузницы древесный уголь. Этому его научил дед Василий Иванович Швецов — деревенский кузнец. Все поставленные перед коллективом отстоя задачи были выполнены. И руководство Ленского пароходства весь коллектив зимовщиков премировало. Первое — за основание затона по отстою судов, поселка Белькачи и в будущем пристани Белькачи. Второе — за благополучный отстой и ремонт судов. Третье — за разгрузку барж и доставку груза  в Томмот гужевым транспортом за 500 километров.

Мечты речника

1935 год. Григорий Швецов назначен уже вторым помощником механика. Речник мечтает стать механиком парохода, но у него всего 3 класса церковно-приходской школы. Григорий Артемьевич медленно, но верно шел к цели: между навигациями три года учился на курсах механиков. И в 1939 году его мечта сбылась: он механик пассажирского парохода «Якутия» — а это большое доверие! 11 лет он руководил машинной командой этого парохода. В годы Великой Отечественной войны экипажу «Якутии» приходилось перевозить эшелоны новобранцев быстро и без задержек. За работу в эти годы механик Швецов был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Следующие 7 лет Григорий Артемьевич возглавлял паросиловой участок Красноармейского судоремонтно-судостроительного завода (Киренской РЭБ флота). За эти годы работы он был награжден медалью «За трудовое отличие».

Последние 13 лет своей трудовой жизни механик Швецов посвятил мелкомоторному флоту в Киренском техучастке, обслуживая линию от Осетрово до Ичеры на расстоянии 480 километров.

В трудовой книжке записано более 30 поощрений, награждений. Вот такой трудовой путь прошел простой сельский парень из бывшего села Потаповского, глава династии Швецовых.

Жизнь с Любовью

Основным итогом жизни Швецова с женой, Любовью Дмитриевной, стали свой дом и трое детей: дочь Полина, сыновья Геннадий и Сергей. В выборе профессии сыновья пошли по стопам отца, а дочь посвятила себя педагогической стезе.

В ограде дома № 14 по улице Сибирской микрорайона Мельничного меня встретил младший сын Григория Артемьевича — Сергей Григорьевич. В ограде полный порядок, под навесом — банька, две теплицы, огород и море цветов. Чувствуется, что Сергей Григорьевич не только профессиональный речник, но  в нем есть и крестьянская жилка, перешедшая по наследству от отца. Он с удовольствием рассказывает о своем хозяйстве и выращенном урожае.

А вот насчет моря цветов, то это уже работа жены, Людмилы Петровны. Вместе они уже 46 лет. А началось все в 1967 году. Курсант Якутского речного училища Сергей Швецов был на каникулах у родителей в Киренске. Вместе с друзьями он отправился 7 Ноября на «Голубой огонек» в клуб речников имени В.Чкалова. На один из танцев он пригласил понравившуюся ему белокурую девушку. Кружась в вихре вальса, они смотрели друг на друга, улыбались и чувствовали, что им очень хорошо. А потом проводы до дома. Так началась их дружба.

1968 год. Сергея Швецова, выпускника Якутского речного училища, назначают вторым штурманом — вторым помощником механика на танкер «Венера», где был капитаном-механиком Николай Иванович Жиров. А подруга Сергея, Людмила, уже три навигации бороздила Лену на танкере «Сызрань» в должности судового радиста. При встрече судов они приветствовали друг друга главным звуковым сигналом и ждали конца навигации.

В январе 1969 года сыграли свадьбу, через 9 месяцев появился их первенец, сын Александр, ныне капитан танкера СПН-685.

В навигацию 1969 года Швецовы работали вместе на танкере «Венера», а затем на более современном ТО-1510. После рождения второго сына — Николая, Людмила Петровна перешла на береговые работы. А Сергей Григорьевич за четыре года прошел путь до механика — первого штурмана, а в 1976 году возглавил экипаж танкера ТО-1519.

На дальнейшей работе в транзите крест поставила медицина, и Сергей Григорьевич был вынужден перейти работать капитаном-дублером — механиком на пожарное судно «Прометей» — на долгих 17 лет. А затем в этой же должности продолжил работу на рейдовом теплоходе.

Стал речником и второй сын, Николай. Он с отличием окончил Киренский профессиональный лицей речников. Мастерству судоводителя и познанию судовых механизмов учился у таких капитанов-механиков, как Николай Николаевич Огнев, Андрей Давидович Шер и другие. Он успешно окончил Новосибирскую академию инженеров водного транспорта, работал механиком — первым штурманом на буксире-толкаче «Аян», но сейчас временно безработный.

Двойная династия

Второй сын Григория Артемьевича, Геннадий, окончил Якутское речное училище (отделение механиков-дизелистов), свой трудовой путь начал дежурным механиком на электростанции.

После службы в Советской армии Геннадий Григорьевич преподавал спецдисциплины в киренском профтехучилище № 3. С 1977 года и до выхода на пенсию он работает в Киренском техническом участке пути (ныне Киренский район водных путей). Здесь его трудовой путь начался с должности первого помощника механика землесоса «Сормовский № 14», а затем он мастер котельно-сварочного цеха, мастер ОТК, председатель профкома. Его трудовой путь отмечен многими премиями, наградами, почетными грамотами.

Геннадий Григорьевич всегда уделял особое внимание своей жене Людмиле Никадровне, сыновьям Григорию и Владимиру. Сыновья в жизни отцов особая статья, и Геннадий Григорьевич в своих сыновей вкладывал всю  душу, знания и умения, надеясь, что они пойдут по его стопам.

В этом вопросе ему очень помогал отец его жены, один из лучших капитанов Киренской РЭБ флота — Никандр Швецов.

Никандр Лаврентьевич также родился в селе Потаповском, в большой семье Лаврентия Никитича и Анны Лавровны Швецовых. Был крещен в Потаповской церкви Казанской Божией Матери.

Свою трудовую биографию начал рабочим на сплаве карбазов, а в 1934 году он уже матрос парохода «Красная звезда». С этого времени началось становление ленского речника Никандра Швецова.

С 1935-го по 1937 год он служит в рядах РККА, а после демобилизации опять работает на флоте. В 1939 году он уже штурвальный парохода «Калинин», а с 1940 года — второй помощник капитана. Так началось восхождение речника Никандра Лаврентьевича Швецова на капитанской мостик парохода «Куйбышев». Через год он уже капитан более мощного парохода «Днестр», затем — «Нева». Быть капитаном парохода-буксировщика и водить большие караваны судов очень непросто, и особенно на участке от Усть-Кута до Витима. Но Швецов до своего назначения на должность капитана в совершенстве овладел мастерством в проводке большегрузных составов и 20 лет отработал безаварийно. Будучи пенсионером, Никандр Лаврентьевич 13 лет отработал вторым и первым штурманом на пассажирском пароходе «Благовещенск» и на туристическом теплоходе «А.С.Попов».

Никандр Лаврентьевич в совершенстве знал плотницкое ремесло. Капитан Никандр Лаврентьевич Швецов прожил достойную жизнь речника. Его трудовой путь отмечен государственными и ведомственными наградами.

Никандр Лаврентьевич выполнил еще одну немаловажную миссию. Бог не дал им с женой Татьяной Михайловной трех дочерей. Но зато дочь Людмила Никандровна и зять Геннадий Григорьевич подарили им двух внуков — Гришу и Володю, которые жили вместе с ними. Для деда и бабушки это была огромная радость.

Внуки Гриша и Володя с удовольствием катались с Никандром Лаврентьевичем на теплоходе «А.С.Попов». Дед рассказывал и показывал внукам огромные просторы и красивые места по рекам Лене и Витиму, а главное, старался привить им любовь к речному флоту.

Внук Владимир Геннадьевич с женой Натальей Олеговной растят, воспитывают свое большое семейство и работают на берегу. Они взяли на себя всю заботу о матери, Людмиле Никандровне.

Старший внук, Григорий, пошел по стопам отца и двух дедов. После окончания Осетровского речного училища Григорий работает на судах Киренской РЭБ флота. С особым уважением он отзывается о бывшем капитане теплохода «Надым» Николае Михайловиче Кожевнике, который учил его мастерству судовождения и спецлоции всех судоходных рек Ленского бассейна. Особенно рассказывал о подводных препятствиях, о которых не говорится в описании лоцкарт.

Свои знания Григорий Геннадьевич приобретал, когда работал под руководством капитана-механика Владимира Николаевича Лобанова из династии Лобановых, а также у капитана Владимира Васильевича Бобрякова из династии Бобряковых.

На капитанский мостик танкера ТО-1510 Григорий Швецов поднялся в 2005 году. Приобретенные знания и опыт позволяют Григорию Геннадьевичу все последующие годы работать успешно и безаварийно.

Последние три года капитан Григорий Швецов возглавляет экипаж танкера ТР-89. О коллективе судна отзывается с уважением, так как все члены команды работают профессионально.

Капитан Григорий Швецов, как и его два деда, построил для своих родных дочерей Ирины и Кати и жены Оксаны Владимировны свой собственный дом. Осталась очередь за сыном.

baikalpress_id:  101 481