Рецепт хорошего асфальта

На прошлой неделе запущена асфальтобетонная установка на заводе МУП «Иркутскавтодор» 

Один из крупнейших асфальтобетонных заводов Иркутска включился в борьбу с бездорожьем: за сезон установки Иркутскавтодора производят до 100 000 тонн асфальта и порядка 1000 тонн битумной эмульсии. Ими будут восстанавливать дороги во время ямочного ремонта, менять изношенное полотно большими и малыми картами, даже полностью реконструировать путепроводы столицы Приангарья. Как производят и тестируют асфальт, узнал корреспондент газеты «Копейка». 

С чего начинается дорога 

Самая пора ремонта дорог наступает с приходом весны именно потому, что при плюсовых температурах запускают свои установки асфальтобетонные заводы. Совсем скоро асфальт будет расходиться как горячие пирожки и КамАЗами вывозиться на объекты. Но, в отличие от хлебобулочных изделий, у дорожного покрытия срок годности всего три часа, чтобы оказаться на дороге. Пока что на огромных металлических сооружениях все приводят в готовность, до запуска осталось совсем немного времени. А эмульсионная установка уже запущена в работу. Когда-то она была ноу-хау для иркутских предприятий.

Муниципальный асфальтобетонный завод открылся в 1998 году. Когда все начиналось, была одна установка для производства асфальта. Но руководство на этом не остановилось, стало развивать предприятие. Первым в городе завод освоил установку для эмульсии, до этого все проливали битумом: едкую горючую смесь разогревали в бочках на кострах прямо посередине города. Затем создали и дорожные ремонтные бригады.

Асфальтобетонный завод вошел в состав МУП «Иркутскавтодор» в 2012 году и стал неотъемлемой его частью. Половину производимой продукции завода укладывают на дороги города сами специалисты Иркутскавтодора. Они следят за состоянием оборудования, которое служит уже без малого 17 лет.

— Установка для асфальтобетонной смеси, германской фирмы Wirtgen, 1998 года выпуска, находится в хорошем состоянии, ее улучшали специально для работы в наших сибирских условиях, — рассказал заместитель директора по коммерческой деятельности — управляющий асфальтобетонным заводом Сергей Палий. — Специалисты фирмы каждый год в конце лета — начале осени приезжают к нам и часто удивляются, как хорошо работает все до сих пор. Благодаря отличной работе механика некоторые узлы не менялись ни разу! После осмотра мы закупаем материалы, необходимые детали. Зимой идет ремонт, а весной снова в работу.

Благодаря постоянным техосмотрам установка работает как часы, выпуская от 60 тыс. до 100 тыс. тонн за сезон. Для ремонта выбирают отечественные запчасти. Если аналогов нет — заказывают по индивидуальным чертежам: российские заводы делают детали даже крепче, чем немцы.

Заводская «кухня»

Испытывают новые составы дорожной смеси в лаборатории завода. Помещение напоминает кухню. Под навесными шкафами находятся многочисленные приборы, один внешне напоминает пароварку: на перфорированную подставку кладут асфальтовые выемки, помещают в воду, плотно закрывают и откачивают весь воздух — так проверяют водонасыщение материала. На столе теснятся стеклянные бутылочки с присадками и химическими реактивами, рядом стоит ведерко с мраморным порошком — с виду обычная мука. Вокруг много комнатных растений, они создают уют и очищают воздух. Удивительно, но именно женскими руками создается прочное дорожное покрытие.

Всего завод Иркутскавтодора способен выпускать 12 видов асфальта — от пористого материала нижних слоев дорожного полотна до прочнейшего верхнего слоя магистралей типа А с 50—60% щебня в составе. Б-асфальт применяется для магистралей с большой нагрузкой, плюс каждый тип делится на марки в зависимости от размера фракции щебня: верхний слой делают из более высоких марок, дворы и внутриквартальные проезды покрывают маркой пониже, а самые «песчаные» смеси попадают под ноги пешеходам и в качестве отмостков вокруг домов.

Как рассказала начальник лаборатории контроля качества Гертруда Карпец, в Иркутске популярнее прочих тип асфальта В, где щебня 30—40%, потому что именно им дороги ремонтируют — пломбируют ямы и латают картами. Каждый год сотрудники лаборатории Иркутскавтодора изобретают новые рецепты хорошего асфальта. Помимо соблюдения ГОСТов они стремятся улучшить смесь за счет присадок и добавок.

— В зависимости от качества и свойств исходных материалов мы замешиваем, как тесто, опытные образцы и затем тестируем их, выбираем лучший, — Гертруда Ивановна показывает конфорки, на которых, как кофе в песке, нагревались баночки с битумом. — Сегодня мы будем делать асфальт с активированным минеральным порошком на основе мрамора и доломита.

Завод имеет большой потенциал и способен выпускать более современные варианты асфальта — к примеру, на основе полимерно-битумных вяжущих, если в таковом будет потребность.

Каждый год благодаря заводу и бригадам МУП «Иркутскавтодор» в Иркутске появляются сотни тысяч квадратных метров ровных дорог, аккуратных дворов и тротуаров.

Метки: Жизнь, Иркутск