Разбор полета

Выводы экспертов: за безопасность полетов в России не отвечает никто

Российский самолет А-321 авиакомпании «Когалымавиа» (коммерческое название Metrojet) разбился в субботу, 31 октября 2015 года, на Синайском полуострове через 23 минуты после взлета из аэропорта Шарм-эш-Шейха в Египте. Самолет выполнял чартерный рейс и летел в Санкт-Петербург. На борту находились 217 пассажиров и 7 членов экипажа. Все они погибли. Данная авиакатастрофа стала самой крупной в истории российской и советской авиации. 1 ноября был объявлен днем траура — по всей России приспустили государственные флаги.

За катастрофы отвечать некому

Известно, что 90% объема пассажирских перевозок в России выполняется на 900 воздушных судах иностранного производства. Большинство из них взято в лизинг за границей и зарегистрировано в офшорах за пределами России. А это значит, что контроль за их техническим состоянием ведется авиационными администрациями тех стран, где воздушные суда зарегистрированы. Но так ли уж важно, к примеру, тем же Бермудам, где числится большинство наших самолетов, на чем там летают в России? Какие детали ставятся на эти самолеты: родные или контрафактные?

Как заявил председатель общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиации), Герой России, экс-главком ВВС генерал армии Петр Дейнекин, «с тех пор, как в 1991 году было упразднено Министерство гражданской авиации СССР, система управления Воздушным флотом России менялась неоднократно и в настоящее время размыта между четырьмя структурами: Департаментом по определению государственной политики в области гражданской авиации (внутри Министерства транспорта России), Ространснадзором, Межгосударственным авиационным комитетом (МАКом) и Федеральным агентством воздушного транспорта. Ни в одной из вышеуказанных структур вы днем с огнем не найдете лиц, отвечающих за состояние летной годности воздушных судов, за безопасность полетов...»

По словам Дейнекина, «чиновники Минтранса (среди которых, кстати, нет ни одного пилота-профессионала) упразднили классную квалификацию пилотов, заменили на одноразовые книжечки пилотские свидетельства, допустили пилотов к управлению тяжелыми воздушными судами не по взлетной массе, а по количеству людей на борту. Департаментом готовились законы, по которым мог быть отменен контроль за летной годностью воздушных судов, а к авиационным работам мог быть допущен любой персонал, без соответствующих лицензий».

В целом всеми экспертами ситуация в гражданской авиации России названа критической. О проблемах в этой сфере по традиции речь заходит после каждой авиакатастрофы, как только выясняется, что за нее никто из высоких министров и чиновников в очередной раз не ответит. А на основании чего, собственно, отвечать, если каждое из четырех ведомств контролирует свой небольшой «кусочек авиации»? А в целом за авиацию и ее катастрофы отвечать в России некому.

Самолет мог рухнуть восемь раз

Тем временем следователи разбираются в обстоятельствах трагического происшествия в Египте. Накануне они пришли к выводу, что разбившийся самолет мог рухнуть как минимум восемь раз. Вот только несколько примеров. За три года до нынешней трагедии самолет едва не столкнулся с другим лайнером в Подмосковье. Сведения об этом и иных происшествиях Минтранс уже передал следователям. В данном случае речь ведется только об инцидентах за три года, что самолет находился в лизинге у «Когалымавиа».

Не так давно у разбившегося самолета возникли и другие трудности. В частности, Airbus A321 начал испытывать проблемы с герметичностью, которые вынудили командира судна принять решение о возвращении в аэропорт вылета. «В процессе набора высоты пилоты заметили, что перепад давления между гермокабиной и наружным воздухом отсутствовал. То есть самолет оказался негерметичным. Причиной неисправности стал отказ клапана сброса воздуха», — рассказал источник, знакомый с ситуацией изнутри.

Еще один неприятный эпизод отмечен в апреле позапрошлого года, когда пилоту вновь приходилось принимать решение о возвращении в пункт вылета, так как опять проявилась проблема разгерметизации корпуса лайнера.

В мае текущего года самолет вынужденно возвращался из-за технических неполадок. «При взлете командир экипажа Меднов заметил сигнал о разгерметизации гидросистемы и принял решение о возвращении в аэропорт Домодедово. После расследования данного инцидента была выявлена негерметичность одного из клапанов. Несколько дней спустя произошел новый инцидент: при взлете датчик показал блокировку стойки шасси. Командир Минор принял решение о выработке топлива и возвращении в аэропорт вылета», — добавил источник.

Более того, самый последний инцидент в воздухе с A321 случился за месяц до крушения в Египте. Пролетая над Тульской областью, воздушная машина едва не столкнулась с самолетом Ту-134. Трагической ситуации удалось избежать благодаря грамотным действиям диспетчеров.

Египтяне выдвигают версии

«Искусственные спутники, находящиеся в распоряжении США и России, исключили вероятность катастрофы из-за теракта. Все указывает на то, что самолет упал из-за технической неполадки внутри», — заявил во вторник, 3 ноября, официальный представитель правительства Египта Хусам аль-Кувейш.

4 ноября появилась информация, что причиной авиакатастрофы стал взрыв в одном из двигателей. «Что именно спровоцировало взрыв, установит специальная техническая лаборатория, а также результаты осмотра места крушения и тел погибших», — сообщили источники в следственной комиссии Египта.

По версии следствия, на борту самолета произошел взрыв, после чего случился одновременный отказ всех двигателей и возгорание части фюзеляжа. Источники особо подчеркнули, что говорить о том, что взрыв был результатом теракта, пока нельзя.

Официальный представитель правительства Египта Аль-Кавиш сообщил о том, что поисковая операция на месте авиакатастрофы завершена. Египетское правительство ожидает результатов расследования, в котором участвуют несколько стран, включая Россию, Францию, ФРГ и Ирландию.

По международным правилам, техническую организацию расследования берет на себя государство, где произошло крушение, то есть Египет. В следствии принимают участие эксплуатант воздушного судна — Россия, страна регистрации — Ирландия и производитель — Франция. К работе могут быть привлечены государства, граждане которых находились на борту, — Белоруссия и Украина. Кроме того, содействие могут оказать авиационные власти соседних к региону Израиля, Турции и Кипра.

«Министр гражданской авиации заверил, что черные ящики были обнаружены в хорошем состоянии, поэтому доклад об авиакатастрофе должен быть подготовлен в короткий период — от одной до четырех недель», — добавил Хусам аль-Кавиш. Известно, что в одном из черных ящиков хранится информация о состоянии систем лайнера, в другом — переговоры пилотов и происходящее в салоне самолета.

По факту произошедшего в России возбуждено два уголовных дела — по статье 263 «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта» и по части 3 статьи 238 «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» Уголовного кодекса РФ.

В рамках уголовного дела следователи изъяли в офисах авиакомпании «Когалымавиа», туроператора «Бриско», а также в аэропорту приписки воздушного судна Домодедово всю возможную документацию, связанную с деятельностью авиаперевозчика, эксплуатацией и техническим обслуживанием самолета. Эти документы, надеются в Следственном комитете, в совокупности с другими доказательствами помогут установить полноту и правильность подготовки воздушного судна и летного экипажа к полету.

Идет опознание

Процедура опознания погибших в результате авиакатастрофы Airbus A321 проходит в Санкт-Петербурге. Родственникам оказывают необходимую помощь психологи, так как людям требуется из останков находить что-то связанное с их родными.

В Санкт-Петербург доставлено более 130 тел погибших и более 40 фрагментов тел. У родственников жертв авиакатастрофы сотрудники СКР взяли образцы для сравнительного исследования. Проводятся судебно-медицинские экспертизы. Следствием также назначены дактилоскопические и генетические экспертизы. После процедуры опознания начнется выдача их тел для погребения.

  • Родственникам окажут помощь

Страховая компания уже начала прием заявлений и выплаты родственникам погибших. Авансовые платежи составляют 100 тысяч рублей за каждого пассажира на неотложные расходы. Согласно условиям договора, страховая выплата на одного пассажира превысит 2 млн рублей.

По материалам СМИ

Загрузка...