Растиражировать 130-й

Городская власть намерена создать на огромной территории в центре Иркутска новый проект «Иркутские кварталы» 

В минувшую среду в думе Иркутска прошли депутатские слушания. Одной из главных тем для горячего обсуждения стало благоустройство центральной части Иркутска. 

Речь идет о тиражировании идеи популярного у иркутян 130-го квартала. Подобный проект власть намерена реализовать на территории одиннадцати кварталов с исторической застройкой, расположенных в границах улиц Коммунаров, Седова, Тимирязева, Карла Либкнехта, Горной, Байкальской, а также на участке, отделяющем улицу Подгорную от бывшего Центрального парка культуры и отдыха. За тем, как депутаты обсуждали проект «Иркутских кварталов», наблюдала репортер «Пятницы». 

— К сожалению, не все дома можно восстановить, ведь в свое время люди строили их как жилье и не предполагали, что когда-нибудь их дома станут памятниками. Но есть объекты, которые можно сохранить, и мы обязаны это сделать. Тем более что есть опыт такой работы в 130-м квартале. Нужно учесть недочеты, которые были при благоустройстве этой территории, и реализовать новый проект, — отметила председатель думы Иркутска Ирина Ежова. 

Площадь, которая включена в проект, составляет больше 43 гектаров земли. Большая часть построек, расположенных на ней, находятся в частной собственности.

Сергей Маяренков, член экспертного совета ООО «Сибирская лаборатория урбанистики» (разработчики проекта «Иркутские кварталы». — Авт.) рассказал депутатам, что в настоящее время ведется согласование планов благо­устройства с собственниками, после чего специалисты приступят к детальной проработке проекта. При этом, он уверен, в ближайшие три года получится реализовать около 40 процентов планов. Начать планируется с территории бывшего вещевого рынка «Шанхайка» — там должны появиться торговые объекты и гостиницы. А вот в районе Иерусалимской горы больших изменений не произойдет — там планируется оставить малоэтажную неплотную застройку. 

Первым засомневался депутат Алексей Колмаков: «А если не получится договориться с владельцами того же Торгового комплекса, что делать будете?» 

Сергей Маяренков объяснил, на что надеется: «Я оптимист. Думаю, все должно получиться. Надеемся на сознательность собственников». 

— То есть, кроме вашего оптимизма и доброй воли собственников, у нас в активе ничего нет? — уточнил депутат Колмаков. 

Оказалось, есть и другие рычаги: «Можем подключить законодательство, например, об охране исторических зон. Если мы говорим о том же Торговом комплексе, то в этом законе есть четкие требования к фасадам, в том числе и по размещению на них рекламных конструкций». Это показалось недостаточно убедительным для депутата Дмитрия Ружникова: «А если в проекте будет предусмотрен, к примеру, двухэтажный особняк с двумя балконами, а собственник скажет: «У меня нет денег на это», что тогда?». 

На выручку докладчику пришел и. о. заместителя мэра, председатель городского комитета по градостроительной политике Иван Готовский:

— Бизнес сейчас находится в сложной ситуации. Вместе с тем опыт 130-го квартала показывает, как можно увеличить доходность, просто благоустроив территорию. К нам уже обращались предприниматели, которые хотели бы получить возможность размещать свои предприятия на такой же территории. Поэтому проблем не будет. Но есть проблема с обеспечением этих кварталов инженерной инфраструктурой. Над ней придется поработать. 

В ходе обсуждения депутат Сергей Юдин выдал свою идею, как надо работать с собственниками:

— На мой взгляд, несколько улиц с исторической застройкой мы уже потеряли. Например, на улице Дзержинского понастроили каких-то непонятных торговых центров. Может быть, есть смысл прописать регламент застройки? К примеру, если улица с деревянной застройкой, то на ней можно строить только из дерева. Сейчас строят что хотят, невзирая на облик города. Наша задача — заставить собственников сохранить историю. Им должны быть понятны правила — хотите быть в центре города — несете определенные обязательства. А кто не хочет — иди в Ново-Ленино. 

Придется поработать и над транспортной схемой в центре Иркутска. Как совершенно справедливо отметил депутат Юрий Коренев, если не поменять транспортные потоки, пешеходной оси внутри «Иркутских кварталов» не получится. 

— В существующем генеральном плане предусмотрены дороги в центре города. В итоге мы завели в центр какой только можно транспорт — и личный, и общественный. У нас по улице Ленина проезжает до 300 автобусов в час. Это сопоставимо с движением в московском метрополитене. Несколько десятков маршрутов уезжают с улицы Дзержинского от остановки «Дом Кузнеца». Возможно, будет принято решение рассредоточить их по соседним улицам. Что касается личного транспорта, то есть предложение пустить его по схеме: Глазковский мост — Степана Разина — Ленина — 1-я Советская — Декабрьских Событий — Рабочая — Набережная Ангары, — ответил и. о. главного архитектора города Сергей Александров. 

— Спасибо за ответ. Сразу видно, что человек определяет должность, а не наоборот, — остался доволен Юрий Коренев. 

В итоге депутаты решили контролировать реализацию проекта «Иркутские кварталы» — заслушивать информацию от разработчиков проекта не реже чем раз в три месяца.

Иллюстрации: 

Еще в 2010 году на месте этих деревянных особнячков в 130-м квартале стояли старые неблагоустроенные бараки с неряшливыми заброшенными участками. В конце марта 2010 года началось переселение жителей; и уже в сентябре 2011 года — в юбилей города Иркутска — зона отдыха на пересечении улиц Кожова, Седова, 3 Июля приняла первых гостей. Квартал с аккуратными мощеными променадами, красивыми усадьбами, музеями, ресторанами стал любимым местом иркутян. Проект «Иркутские кварталы», который активно обсуждали городские депутаты на этой неделе, предполагает, что огромная территория в границах улиц Коммунаров, Седова, Тимирязева, Карла Либкнехта, Горной, Байкальской, а также на участке, отделяющем улицу Подгорную от бывшего Центрального парка культуры и отдыха, станет таким же ярким районом Иркутска, как и 130-й квартал
Еще в 2010 году на месте этих деревянных особнячков в 130-м квартале стояли старые неблагоустроенные бараки с неряшливыми заброшенными участками. В конце марта 2010 года началось переселение жителей; и уже в сентябре 2011 года — в юбилей города Иркутска — зона отдыха на пересечении улиц Кожова, Седова, 3 Июля приняла первых гостей. Квартал с аккуратными мощеными променадами, красивыми усадьбами, музеями, ресторанами стал любимым местом иркутян. Проект «Иркутские кварталы», который активно обсуждали городские депутаты на этой неделе, предполагает, что огромная территория в границах улиц Коммунаров, Седова, Тимирязева, Карла Либкнехта, Горной, Байкальской, а также на участке, отделяющем улицу Подгорную от бывшего Центрального парка культуры и отдыха, станет таким же ярким районом Иркутска, как и 130-й квартал
Метки: Жизнь, Иркутск