Расправляя крылья

Команда ИРНИТУ победила в конкурсе инженерных работ «Будущее авиации»

Всероссийский конкурс «Будущее авиации» — это площадка, где Объединенная авиастроительная корпорация  (ОАК) ищет активную и талантливую молодежь, тех, кто в ближайшем будущем станет создавать отечественные самолеты. Победа в этом состязании не просто престижна — она показывает высочайший уровень знаний, а победители получают возможность реализовать свои инновационные идеи на практике и автоматически попадают в кадровый резерв ОАК. В этом году первое место в состязании, обойдя серьезных конкурентов в лице крупных предприятий, заняла студенческая команда ИРНИТУ.

— Сложно ли работать над проектом? — задается вопросом Алена Федотова, участница команды ИРНИТУ. — В первую очередь это интересно! Это творческая работа, которая выходит за рамки обычной вузовской программы. К тому же всегда интересно решать реальную задачу, которая в последующем найдет применение. Вот сейчас мы разрабатываем экспертную систему трубопроводных систем самолета. В дальнейшем ее встроят в базы основных программ, на которых работают российские опытно-конструкторские бюро. Система позволит уменьшить время проектирования трубопроводных систем и учесть ужесточающиеся требования по минимизации массы и увеличению ресурса. То есть уже сейчас, будучи студентами, мы вносим свой вклад в то, чтобы наши самолеты конкурировали с лучшими в мире. Это вдохновляет!

К модернизации трубопроводных систем высокоманевренных самолетов студенты 5-го курса института авиамашиностроения и транспорта ИРНИТУ Алена Федотова, Александр Груздев и Алексей Коваль подключились два года назад. Возглавил команду Игорь Бобарика, доцент и руководитель научно-исследовательской лаборатории моделирования и аэродинамики конструкторской прочности летательных аппаратов ИРНИТУ.

— Работа над проектом в рамках договора о сотрудничестве вуза с корпорацией «Иркут» ведется с 2012 года, — объясняет Игорь Бобарика. — За это время найдены отдельные конструктивные решения, и заданный участок трубопроводной системы уже изменен с учетом наших рекомендаций.

Сейчас мы трудимся над третьим этапом — разработкой экспертной системы.

В декабре прошлого года студенческая команда вуза уже защищалась на Всероссийском инженерном конкурсе, который проходил в Самаре. Несмотря на то, что соперниками были одни аспиранты, иркутские студенты выиграли с почти двукратным отрывом. Спустя полгода работы над проектом политеховцы вновь решили попробовать свои силы — уже на более серьезном, отраслевом конкурсе, организованном авиастроительной корпорацией.

Заочный отбор, на который было подано 242 проекта по всей стране, шел в течение всего лета. В полуфинал, проходивший в рамках международного форума «Армия-2018», пробилось 20 проектов. В финал же, который состоялся 8 сентября в Геленджике, попало всего 6 лучших предложений для авиастроительной отрасли.

— В этом году конкурс посвящен разработке инновационного самолета, — рассказывает Александр Груздев, еще один участник команды ИРНИТУ. — Приветствовалось широкое применение новейших технологических решений. И правда, все проекты, которые вышли в финал, были исключительно проработанными и интересными.

В числе таких, например, была разработка синтетического видения самолетов — дополненной реальности, помогающей летчику ориентироваться при заходе на посадку в условиях плохой видимости. А также — разработка беспилотного комплекса вертикальных взлета и посадки.

— Мы присутствовали на каждой защите от начала до конца, — продолжает Алексей Коваль, — а потом беседовали в неформальной обстановке с участниками, узнали много нового. Такие конкурсы в первую очередь нужны для того, чтобы наладить какие-то связи, показать свои знания и умения.

Работы на конкурсе были представлены в разных номинациях: «Средства исследований и испытаний с учетом цифровых технологий», «Радиоэлектронное оборудование», «Безопасность и надежность самолета и систем», «Проектирование», «Беспилотный летательный аппарат». Команде ИРНИТУ присудили 1-е место в номинации «Средства исследований и испытаний с учетом цифровых технологий». Сами студенты свою победу объясняют рядом причин.

— Наш проект был проработан, — говорит Алена Федотова, — мы смогли ответить на все вопросы, которые нам задавали. Кроме того, у нас была конкретная и уже реализованная задача, поставленная Иркутским авиационным заводом, а предложенные нами решения помогут увеличить ресурс трубопроводов гидравлических систем на 30 процентов. Плюс также в том, что для этого в самолете не нужно что-то кардинально переделывать.

— А еще немаловажно, что мы все-таки студенческая команда! — добавляет Александр Груздев. — Наши конкуренты представляли проекты, над которыми в течение многих лет трудились огромные коллективы, состоящие из сотен людей. В то время как главная цель конкурса — поддержка разработок студентов и молодых специалистов.

Вместе с личными грамотами, которые пойдут в зачет рейтинговых стипендий, исследовательская группа из ИРНИТУ получила от ОАК сертификат на 350 тыс. руб. На эти деньги она сможет продолжить работу над проектом. Возможно, отмечает Игорь Бобарика, уже в статусе аспирантов — например, как аспирант Андрей Демидов, который на данный момент занимается созданием математических алгоритмов будущей экспертной системы. Но до этого студентам еще предстоит получить дипломы выпускников и сделать выбор — пойти работать или продолжить заниматься наукой.