Радости и печали прибайкальского старообрядчества

Мигрирующие старообрядцы могут помочь в возрождении заброшенных деревень
Текст: Лидия Гергесова , Фото: автора и из архива Александра Кострова , СМ Номер один , № 10 от 14 марта 2019 года , #Общество
Часовня на Покровском старообрядческом погосте.
Часовня на Покровском старообрядческом погосте.

В Иркутске 6 марта прошел круглый стол «Старообрядчество Прибайкалья: наследие, совре­менная культура и перспективы развития». В дискуссии приняли участие представители власти, общественности, науки и старо­обрядческих общин. На повестке дня оказались такие важные вопросы, как строительство древлеправославных храмов в областном центре, создание воскресной старообрядческой школы, участие в праздновании 400-летия протопопа Аввакума. Разговор получился долгим и довольно оживленным, посколь­ку встреча, пожалуй, впервые проводилась в таком широком формате. Каждому было что ска­зать и взять на вооружение.

Великое переселение

Как отметил Александр Костров, профессор кафедры мировой истории и международных отно­шений ИГУ, старообрядчество в Прибайкалье существует более 350 лет. На начало XX века в Иркутской области только по офи­циальной статистике проживало более 4 тысяч старообрядцев. Однако на самом деле их было гораздо больше, ведь не все были готовы давать о себе сведения. Проживали староверы более чем в 30 населенных пунктах региона. В столице Восточной Сибири было зарегистрировано две общины, у каждой из которых был собствен­ный храм. Так, у поморского согласия молельный дом находил­ся на Малой Блиновской, а у белокрининского согласия церковь располагалась за Большой Руси- новкой. Ее на свои деньги постро­ил иркутский купец второй гиль­дии Иван Ефимович Тюлькин, проживавший в своем каменном доме на улице Тихвинской (ныне ул. Сухэ-Батора).

В настоящее время в Приангарье насчитывается 10 общин, а общее количество старообрядцев составляет порядка 2,5 тысячи. В областном центре зарегистриро­ваны общины двух согласий: Рус­ской древлеправославной церкви (новозыбковское согласие) и Рус­ской православной старообрядче­ской церкви (белокрининское согласие). У каждой из общин имеются домовые церкви, есть все предпосылки для дальнейшего развития. Так, осенью прошлого года был создан представитель­ный попечительский совет бело- криницкой общины. Есть и свои точки культурного роста — орга­низация «Согласие» с Центром старообрядческой культуры и

Общество культуры семейских Иркутской области. При поддерж­ке Фонда президентских грантов и управления аппарата губернато­ра Иркутской области и прави­тельства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям реа­лизуются проекты «Старообряд­чество Иркутской области: роль в культурном развитии региона» и «Старообрядчество Прибайкалья как хранитель традиционной рус­ской культуры».

Александр Костров отметил, что перспективы развития старооб­рядческой культуры заметно уве­личивает миграционный приток в регион.

— Основными «донорами» для региона являются Бурятия, Забай­кальский край, Красноярский край, Тува и Хакасия. В частности, из соседних забайкальских регио­нов в Иркутскую область переез­жают представители семейских старообрядцев. Из Красноярского края и Тувы в северные районы области переезжают кержаки. Также есть мигранты из стран Средней Азии (Казахстан) и Латинской Америки (Уругвай). Все это заметно обогащает пали­тру и потенциал прибайкальского старообрядчества, — подчеркнул Александр Валерьевич.

Николай Казанцев, начальник отдела межнациональных отноше­ний управления губернатора Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям, заметил, что в связи с возвращением на родину старооб­рядцев возникает ряд вопросов. Это и создание условий для их про­живания в регионе, и их взаимо­действие с местным населением, а также с органами власти. Нужно изучать опыт других регионов, где такое переселение уже состоялось, проанализировать, с какими труд­ностями встретились общины на этапе переселения, как им удалось обустроиться, какие проблемы существуют сегодня.

Обсуждая этот вопрос, многие затронули судьбу заброшенных деревень. По одним сведениям, сегодня в реестре есть 70 селений, в которые могут переехать старо­обрядцы, по другим, таких населен­ных пунктов 149. В данный момент в этих деревнях или нет населения совсем, или проживает не более 10 человек. Во многих из них пока еще есть все необходимые коммуника­ции для ведения хозяйства: элек­тричество, подъездные пути, вода, пахотные земли.

Нужда в храмах

Возвращаясь к насущным вопросам, представители иркут­ских старообрядческих общин отметили, что одной из главных проблем является строительство храмов. Так, например, Юрий Кустов, председатель попечитель­ского совета Русской православ­ной старообрядческой церкви (белокриницкое согласие) в Иркутске, представил на круглом столе эскиз храма во имя Покрова Божией Матери. Его планируют возвести недалеко от аэропорта, на территории большого сквера. В данный момент готовятся доку­менты на эту площадку. Помимо этого, имеются наработки архи­текторов, которые строили старо­обрядческие храмы во Владиво­стоке и Сочи.

Говоря о возведении храмов, своими печалями поделился отец Алексей (Калинин), настоятель иркутской общины Русской древлеправославной церкви (новозыбковское согласие). Уже много лет существуют проблемы с построй­кой старообрядческой церкви в областном центре.

— У нас есть два участка. Один из них уже 10 лет находится в под­вешенном состоянии. Он внесен в генплан города, ему присвоен кадастровый номер, но фактиче­ского выделения участка не про­исходит по неизвестным нам при­чинам. Он находится на стыке микрорайонов Первомайского и Университетского. 15 соток земли, березовая роща. Никаких претен­зий ни у экологов, ни у археологов к этому участку нет, однако стро­ить нам храм там не разрешают, — рассказывает отец Алексей. — Второй наш участок расположен на улице Медведева, 1 б. Он при­надлежит церкви, был куплен на пожертвования людей. В прошлом году у нас его хотели изъять для создания какого-то спортивного центра, но благодаря обществен­ным слушаниям нам удалось его отстоять. Хотя в зону религиозно­го назначения этот участок так и не перевели. Тоже все в подве­шенном состоянии. Нужно начи­нать строительство. Ведь люди звонят, спрашивают, беспокоятся. Сейчас мы молимся в домовой церкви в частном доме, но его пло­щадь не позволяет всем разме­ститься. В нем негде развернуть­ся. Если бы нам удалось построить достойный храм, то смогли бы приходить на службы намного больше людей.

Уроки колокольного звона

Слово взяла Ольга Турчанинова, руководитель Общества культуры семейских Иркутской области. Старообрядцы этой общины уже больше двух столетий проживают в Забайкалье. Однако часть из них переселилась в Иркутскую область. В своем выступлении Ольга Павловна задела другой животрепещущий вопрос — уча­стие в праздновании юбилея про­топопа Аввакума.

— В прошлом году на всемир­ном старообрядческом форуме многие представители согласий из центральной части России обсуж­дали мероприятия в честь 400- летия протопопа Аввакума. Они пройдут в 2020 году. И Иркутская область там не была представлена. Хотя известно, что протопоп Авва­кум какое-то время томился в Братском остроге и дал одно из первых описаний озера Байкал. У нас юбилей не афишируется. Воз­можно, будет организован крест­ный ход от Москвы до Дальнего Востока. Поэтому есть предложе­ние поучаствовать в этом истори­ческом событии, — отметила Ольга Турчанинова.

В ходе круглого стола от старо­обрядца, звонаря новозыбковской общины Владимира Темерева, поступило предложение органи­зовать историко-просветитель­ское шествие от села Тарбагатай Республики Бурятия до Иркутска, в котором могли бы принять уча­стие все старообрядческие кон­фессии. По пути можно было останавливаться в крупных насе­ленных пунктах, где будут органи­зованы мероприятия. Это и другие предложения были внесены в резолюцию круглого стола и будут прорабатываться с участием всех заинтересованных лиц.

Еще один вопрос, который затронула Ольга Павловна, касал­ся организации воскресной старо­обрядческой школы. В Иркутске есть специалисты, которые могли бы преподавать теологию, исто­рию, домовую роспись, уроки колокольного звона и даже редкое знаменное крюковое древлеправославное пение. Эти дисциплины могли бы осваивать и взрослые, и дети. Представитель Обществен­ной палаты Иркутской области Алексей Гордин предложил поме­щение ресурсного центра для про­ведения занятий. Так что этот про­ект также имеет все шансы быть реализованным.

В целом обсуждение развития старообрядчества прошло весьма продуктивно. Участники сделали акцент на том, что необходимо развивать и популяризировать старообрядческую культуру. И делать это необходимо посред­ством СМИ, разработки собствен­ных сайтов, а также проведения общественных мероприятий. К ним, например, относится про­смотр фильмов о жизни старооб­рядческих общин, проведение выставок, встреч и лекций. В апре­ле в Музее истории города Иркут­ска состоится выставка, посвя­щенная старообрядчеству. Как подчеркнули организаторы кру­глого стола, эта встреча стала лишь первым шагом и впослед­ствии такие мероприятия будут проводиться еще не раз.

Обсуждение развития старообрядчества в рамках круглого стола прошло весьма продуктивно. Участники сделали акцент на том, что необходимо развивать и популяризировать старообрядческую культуру.
Обсуждение развития старообрядчества в рамках круглого стола прошло весьма продуктивно. Участники сделали акцент на том, что необходимо развивать и популяризировать старообрядческую культуру.
Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments