Против аудиоспама

Навязчивая звуковая реклама досаждает иркутянам

Трансляция рекламных объявлений из динамиков, установленных на фасадах зданий в людных общественных местах Иркутска, в последние годы стала необычайно популярна. Непрерывные тирады о выгодных предложениях, скидках и беспрецедентных акциях можно услышать и на центральных улицах города, и на торговых площадях, и на некоторых остановках общественного транспорта. Не отстают в части навязчивой звуковой рекламы и многие магазины, супермаркеты, торговые центры. В силах ли рядовые горожане оградить себя от так называемого аудиоспама?

«Шумно, очень шумно» 

Перекресток улиц Дзержинского и Чехова. Десять часов утра. Динамики, установленные на одном из зданий, вещают об украшениях, подарках, детской мебели.

— Стоишь, ждешь автобус, думаешь о своем — и параллельно вынужден поглощать всю эту пустую, ненужную информацию, — сердится Владимир, житель Ново-Ленино. — Конечно, удовольствия это не доставляет. Но так и выбора, к сожалению, нет.

Зашкаливает плотность звучащей рекламы и в районе ул. Урицкого.

— Что верно, то верно, — подтверждает Татьяна, продавец прохладительных напитков и мороженого. — За день, знаете, чего только не услышишь: из одного динамика реклама идет, из другого — музыка. А уж когда зазывалы с громкоговорителями выходят, тут уж и вовсе голова идет кругом! Шумно, очень шумно. Торговать порой сложно.

Непросто бывает работать и продавцам фруктов и овощей на торговой площади Центрального рынка. Правда, здесь ситуация несколько иная.

— Магазин по продаже CD-дисков, расположенный рядом, с утра до вечера крутит музыку. Да и какую зачастую? Громкую, танцевальную. Уж мы и ругались, и просили — все бесполезно. Так вот и работаем, под аккомпанемент, — сетует один из продавцов.

Все в рамках закона?

С вопросом о законности уличной аудиорекламы мы обратились в администрацию города Иркутска. Однако в пресс-службе мэрии пояснили: муниципальные органы власти регулируют вопросы, связанные лишь с размещением наружной рекламы и установкой рекламных конструкций. Все что касается аудиорекламы, ее формы и содержания, находится в ведении Роспотребнадзора и Управления Федеральной антимонопольной службы.

Антимонопольщики подтвердили: жалобы на звуковую рекламу не редкость.

— Да, жалобы от населения поступают. Многим звуковая реклама кажется излишне навязчивой, назойливой, громкой, — комментирует Александр Кулиш, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области. — Между тем в отношении звуковой рекламы в законе четко оговариваются лишь два ограничения. Запрет на трансляцию звуковой рекламы с использованием транспортных средств — это раз. И запрет на трансляцию звуковой рекламы в салонах общественного транспорта — это два. На этом, собственно, и все. Поэтому в целом стоит признать: в должной мере этот вопрос законодательством не регулируется.

И тем не менее даже действующий свод правил дает возможность администрациям муниципалитетов влиять на ситуацию, считает Александр Кулиш.

— Позиция Федеральной антимонопольной службы такова: уличную звуковую рекламу, транслируемую посредством стационарно установленных звукоусиливающих устройств, толкование норм закона позволяет отнести к категории наружной, — поясняет специалист. — Ну а размещение любой наружной рекламы, в соответствии с действующим законодательством, требует обязательного согласования с городскими властями.

К слову, если в части уличной звуковой рекламы повлиять на ситуацию возможностей немного, то в отношении аудиообъявлений в супермаркетах и торговых центрах таковых нет вообще.

— Да, об этом в законе не сказано ни слова, — подтверждает Александр Кулиш. — Что касается музыки, которая доносится из уличных динамиков, то здесь единственное, что можно сделать, — это обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. В ответ специалисты ведомства приедут, замерят уровень шума и в случае превышения предельно допустимых норм, установленных СанПиНами, примут в отношении виновника соответствующие меры. В Роспотребнадзор можно обратиться и по поводу слишком громкой уличной аудио-рекламы.

Нервирует и раздражает

Не остаются в стороне от проблемы звуковой рекламы и деятельные активисты. Так, на популярном сетевом ресурсе «Российская общественная инициатива» за предложение о запрете уличной звуковой рекламы уже проголосовало свыше полутора тысяч человек.

— Повсеместные призывы зайти, купить и взять взаймы действительно нервируют и раздражают, тем более что и качество звуковой рекламы зачастую, мягко говоря, оставляет желать лучшего, — охотно делится мнением рядовой иркутянин Вячеслав Мансуров. — Ну и главное, что от такой рекламы не спрятаться, не скрыться. Это плакат или баннер можно проигнорировать, а ролик по радио убавить или выключить. Здесь же только и остается, что послушно внимать.

Интересно, что с инициативой внести поправки в законодательство и оградить россиян от повсеместной уличной аудиорекламы не раз выступали и депутаты Госдумы. Так, в октябре 2013 года рассматривалось предложение объявить вне закона трансляцию аудиообъявлений около пешеходных переходов, рядом с детскими, медицинскими и образовательными организациями, а также во дворах и жилых домах. А годом ранее на обсуждение Госдумы был внесен еще более радикальный законопроект, предлагающий полный запрет звуковой рекламы на российских улицах. Однако ни то, ни другое предложение реализации не получило.

— В части звуковой рекламы действующее законодательство, безусловно, требует дополнений, выработки более четких и конкретных требований и норм, — резюмирует Александр Кулиш.

А вот Вячеслав Шляхов, юрист с 40-летним опытом работы как в России, так и за рубежом, уверен: поправками к закону делу не поможешь. Повышение уровня социальной ответственности в предпринимательском сообществе — вот единственный выход из положения.

— Даже если будут приняты некие законодательные поправки, регламентирующие звуковую рекламу, не факт, что на деле это что-то изменит. А потому главное, я считаю, чтобы сами предприниматели пришли к осознанию того, что навязчивая звуковая реклама — это проявление неуважения к людям. Такая реклама не красит, она работает скорее в минус, чем в плюс. То же самое касается и трансляции коммерческой рекламы в супермаркетах и торгово-развлекательных центрах.

  • Эксперт

Ольга Лобанова, психолог терапевтического отделения Иркутского областного психоневрологического диспансера, считает, что желание горожан оградить себя от ненужной, навязчивой информации вполне оправданно и справедливо.

— Сейчас, в век современных технологий, наш мозг и без того перегружен информацией. Не случайно в психологии есть даже такой термин — информационный стресс. Именно поэтому в ответ на переизбыток многие интуитивно стремятся к тишине и спокойствию. И когда на фоне такого стремления люди сталкиваются с так называемым аудиоспамом, это раздражает и возмущает. В целом же у каждого человека должно быть право выбора. Если он хочет смотреть рекламу — он смотрит. Если не хочет — переключает канал. В случае же с уличной звуковой рекламой право выбора отсутствует. Люди вынуждены воспринимать информацию, которую им навязывают. Это в корне неправильно. Такого не должно быть.

Соседство фруктовых рядов с магазином СD и DV дисков удачным не назовешь. Работать под непрерывный аккомпанемент музыки уличным торговцам бывает непросто.
Соседство фруктовых рядов с магазином СD и DV дисков удачным не назовешь. Работать под непрерывный аккомпанемент музыки уличным торговцам бывает непросто.
Татьяна Владимировна, продавец прохладительных напитков на улице Урицкого: «За день, знаете, чего только не услышишь! Голова идет кругом! Не дело это, я считаю».
Татьяна Владимировна, продавец прохладительных напитков на улице Урицкого: «За день, знаете, чего только не услышишь! Голова идет кругом! Не дело это, я считаю».
«На часах и десяти еще нет, а реклама из динамиков уже раздается. Мешает, раздражает, не дает сосредоточиться», — сетует пенсионерка.
«На часах и десяти еще нет, а реклама из динамиков уже раздается. Мешает, раздражает, не дает сосредоточиться», — сетует пенсионерка.
Загрузка...