Прокурор разъясняет

Управляющая компания обратилась к жильцам нашего многоквартирного дома с требованием провести поверки приборов учета холодной воды. Законно ли это?

Василий Павлович, г. Иркутск

От редакции

Уважаемый Василий Павлович!

На Ваш вопрос отвечает старший помощник прокурора области по правовому обеспечению старший советник юстиции Е.Н.Костылева.

Законодательством предусмотрено несколько поводов для проведения поверок приборов учета холодной воды. К сожалению, читатель не указал, чем управляющая организация аргументирует свои требования. Поэтому однозначно оценить их законность сложно.

Необходимо знать, что в силу Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» счетчики воды являются приборами учета энергетических ресурсов (ХВС, ГВС) и относятся к средствам измерения для осуществления взаимных расчетов между потребителем и управляющей компанией. Данные средства измерения подлежат первичной поверке в двух случаях: при выпуске из производства до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта. Кроме того, они подлежат периодической поверке в процессе эксплуатации в сроки, указанные в сопроводительной документации к конкретному прибору учета, по истечении межповерочного интервала.

Конкретизируя эти требования закона в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, законодатель установил, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку.

Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате его первичной поверки, а также об установленном для данного прибора учета межповерочном интервале должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Именно этот межповерочный интервал и будет являться для граждан сроком для проведения периодической поверки прибора учета в процессе его эксплуатации.

Обязательное предоставление прибора учета на периодическую поверку чаще установленного межповерочного интервала (на внеочередную поверку) осуществляется в случаях неотображения приборами учета результатов измерений, нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки, механического повреждения прибора учета, превышения допустимой погрешности показаний прибора учета, истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

В этих случаях потребитель обязан обеспечить ремонт, замену и поверку прибора учета. Исключение составляют ситуации, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета.

Таким образом, согласно общему правилу, следить за своевременностью проведения поверки приборов учета обязан собственник, он же несет все расходы по ее проведению. Поверка приборов учета осуществляется специализированной организацией на основании договора об осуществлении технического обслуживания.

На управляющей организации лежит обязанность проверять состояние приборов учета, факта их наличия либо отсутствия и уведомлять потребителя о последствиях несанкционированного вмешательства в приборы учета.

Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется исполнителем коммунальных услуг на основании заявки потребителя. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.