Привет от картов

Редакция нашего еженедельника побывала на старинном марийском обряде

Автобус быстро едет по неплохим, особенно по сибирским меркам, дорогам. Путь наш пролегает в село Шоруньжа Моркинского района. Это одно из немногих мест Республики Марий Эл, где в первозданном виде сохранился древний праздник Сурем. Марийцы не любят излишнего внимания, свои обряды они проводят без привлечения прессы. Поэтому получить такое приглашение — большая честь. Село Шоруньжа находится в трех часах езды от Йошкар-
Олы, что, по мнению местных, далековато. Но для иркутян это мелочи: не успели, кажется, сесть — и вот она, священная роща.

Не ругаться и сходить в баню

Обряды марийцы проводят в лесу. Столетия назад предки современных жрецов — картов — сочли это место пригодным для молений. Марийцы приходят в рощу семьями, чтобы совершить подношения своим древним богам и получить их защиту.

На входе в рощу гостей из девяти регионов России встречают карты. Заметно волнуясь, они подробно объясняют правила поведения на молебне. Марийцы боятся, что обряд из культового мероприятия превратится в развлечение для туристов, поэтому снимать на видео или фотографировать в роще запрещено. Перед входом в лес желательно вымыться в бане. Женщины должны надеть юбки, закрывающие колени, и повязать на голову платок. В самой роще нельзя громко разговаривать, ругаться, сквернословить, курить и употреблять алкогольные напитки.

После того как жрецы убедятся, что каждый из группы понял все правила, гостям предлагают вымыть руки в умывальнике и приглашают их в рощу. Лес отличается от нашего, сибирского. Нет здесь высоких корабельных сосен, а березы тянутся, кажется, до самого неба. Вот она, чаща, воспетая русскими сказителями.

В священной роще есть небольшие полянки, каждая посвящена какому-то одному богу. На них и проходит обряд. Место для моления можно выбрать в зависимости от того, что хочешь попросить. Есть бог, отвечающий за продолжение рода, есть ответственный за профессиональный успех, и есть тот, которому поклоняются желающие обрести семейное счастье.

Перед обрядом все люди собираются на поляне, посвященной самому главному марийскому божеству. Карты, которые ради праздника приехали со всей республики, долго разговаривают с местными жителями. На марийском языке они напоминают им правила поведения. И вот жрецы разворачиваются к огромной березе. Люди встают на колени, и начинается моление.

Просьба к нашим шаманам

Обряд длится сравнительно недолго, около часа. Затем люди начинают угощать друг друга освященной пищей — заранее принесенными блинами, квасом, огурцами. Из котлов, в которых с утра варятся жертвенная каша с мясом и суп, еду разливают всем желающим.

Но перед тем, как начать принимать пищу, принято подойти к картам, пожать им руки и поблагодарить за молебен. Не упустили и мы такой возможности. Узнав, что наша группа приехала из далекой Сибири, жрецы с удвоенной силой стали угощать нас блинами и квасом.

— А принято ли у вас капать?

Вопрос застает марийцев врасплох. Они, в отличие от жителей Усть-Ордынского округа, духам не капают. Но зато заданный вопрос дал возможность познакомиться поближе.

— А вы что, с берегов Байкала? — спрашивает карт Георгий Актершеб. — Мой родственник живет в Усть-Ордынском и рассказывал о вашем шаманизме. Он туда переехал еще ребенком по программе переселения, но связи мы не теряем.

Ну, как говорится, земля круглая. Многие карты, услышав про Байкал, вступают в разговор.

— Мы все мечтаем побывать в ваших краях, познакомиться с шаманами. Возможно, удастся воплотить мечту в жизнь. А пока хотим, чтобы вы передали шаманам, чтобы те хранили свою веру. Ведь мы, буряты и марийцы, одни из немногих народов, которым удалось сохранить древнюю религию природы. Наша национальная черта — доверчивость. Поэтому мы ревностно относимся к теме защиты нашей культуры, пытаемся сберечь ее для потомков. Этого желаем и своим далеким соседям, — на прощание сказал иркутской группе Георгий Актершеб.

Марина Палеева, студентка ИГУ:

— Впервые была на религиозном обряде. Многое показалось необычным. Удивило то, что картов марийцы выбирают из наиболее уважаемых и авторитетных жителей, а значит, учиться на них в различных духовных семинариях, как это бывает у православных, не нужно. Интересны и особые обычаи, которые нужно соблюсти перед началом моления. В рощу ведут три входа. Через первый завозят воду, во второй вносят животных, принесенных в жертву, а в третий заходят люди. Войдя в рощу, сразу чувствуешь, что это необычное место. Даже дышать там легче, ощущаешь спокойствие и умиротворение. А когда читали молитву, из-за туч выглянуло солнце, и одна марийская девушка, стоявшая рядом со мной, сказала: «Солнце — это хорошо. Значит, Бог благословил наше моление и весь собравшийся здесь народ».

Вызывает восхищение то, с каким трепетом марийцы сохраняют свои обряды и приобщают к ним молодое поколение. «Раньше было пять таких священных рощ, и в каждой проходили моления», — рассказал мне статный марийский мужчина. Пускай в настоящее время священная роща всего одна, но в нее каждый год приходят люди, приводят своих близких и молятся за здоровье семьи, хороший урожай и мир во всем мире. На мой взгляд, такие моления не просто дают возможность человеку стать ближе к Богу, но и показывают другим сплоченность, религиозность марийского народа. А то, что на очередное моление были приглашены и мы, журналисты, лишний раз доказывает приветливость и гостеприимность добрых марийцев.

Андрей Мукин, студент ИГУ:

— Курс межэтнической журналистики на меня и моих однокурсников свалился неожиданно, но я ни о чем не пожалел. На журфаке в ИГУ не рассказывают, как работать с национальной темой в СМИ, тогда как это очень важно. И интересно, как оказалось. Гильдия межэтнической журналистики организовала нам несколько интересных занятий с приглашенными лекторами, а в конце еще и выезд в Москву и Марий Эл. И это было очень круто. Нас хорошо приняли в Йошкар-Оле. Марийцы — душевные и гостеприимные люди. Знакомство с традициями и культурой другого народа — ценный опыт и непередаваемые ощущения. Это помогает бороться со всякого рода предрассудками и открывает много нового.

  • Справка

9—11 июля в Москве состоялась итоговая конференция гильдии межэтнической журналистики «Многонациональная Россия глазами СМИротворцев». На мероприятие были приглашены студенты школы межэтнической журналистики из девяти регионов и их старшие коллеги. В их число вошли два студента Иркутского государственного университета, которые лучше всего проявили себя во время обучения, Марина Палеева и Андрей Мукин, и один из их преподавателей, член гильдии Татьяна Швыдченко. После конференции в Москве мероприятие продолжилось в Республике Марий Эл. Всего в рамках школы с начала года прошло обучение 97 молодых журналистов. Гильдия межэтнической журналистики осуществляет этот проект при поддержке президентского гранта по конкурсу, проведенному Национальным благотворительным фондом.

Иллюстрации: 

Карты — марийские жрецы — наследуют свой дар от предков. Но их статус должны подтвердить  и односельчане.  На картах лежит ответственность — сохранить свою древнюю веру, поэтому они запрещают фотографировать ход обряда и священные деревья. Это фото, на входе в рощу, последнее, которое можно было сделать до начала молебна
Карты — марийские жрецы — наследуют свой дар от предков. Но их статус должны подтвердить и односельчане. На картах лежит ответственность — сохранить свою древнюю веру, поэтому они запрещают фотографировать ход обряда и священные деревья. Это фото, на входе в рощу, последнее, которое можно было сделать до начала молебна
Лучшие студенты, готовые писать на межнациональные темы, из Иркутска и Красноярска смогли крепко подружиться во время поездки
Лучшие студенты, готовые писать на межнациональные темы, из Иркутска и Красноярска смогли крепко подружиться во время поездки
baikalpress_id:  107 213
Загрузка...