Притаились

Объявленная заранее операция «Лесовоз-2» сыграла во многом на руку перевозчикам: за четыре дня было задержано всего четыре машины с нелегальной древесиной 

Чем меньше людей знает о предстоящем мероприятии по поимке разного рода жуликов и мошенников, тем эффективнее результаты. Это наглядно показывает вторая межведомственная профилактическая операция «Лесовоз», которая началась 20 февраля и продлится до 1 апреля. Первые результаты, на наш взгляд, более чем скромные, если учесть, что в операции, географически охватившей практически всю область — 37 лесничеств, задействованы федеральные государственные инспектора лесного надзора, сотрудники полиции. За первые 9 дней задержано только четыре лесовоза без сопроводительных документов, обнаружено 85 незаконных рубкок, по всем заведены уголовные дела.

Результаты первой подобной операции, проведенной по поручению губернатора Сергея Левченко, впечатляют больше. С 7 декабря по 10 января было проверено 1658 единиц автотранспорта. Лесные инспектора и сотрудники полиции провели 371 совместный рейд. Установлено 33 случая перевозки древесины без необходимых документов. Задержано 77 транспортных средств. Составлено 74 протокола об административных правонарушениях. Сумма наложенных штрафов составила 1 млн 758 тыс. руб. Также выявлено 112 мест незаконных рубок, по всем фактам возбуждены уголовные дела.

Даже зная о рейде, лесорубы нагружают машины, которые в ожидании наступления темноты, стоят вдоль Качугского тракта. Инспектора лесхоза совместно с экипажами ДПС выискивали лесовозы, сопровождая затем до пункта весового контроля.

За явный перегруз инспектор ГИБДД выписывает водителям по 500 рублей штрафа, еще 5000 заплатит юрлицо, однако конечная выгода с лихвой перекрывает небольшие финансовые издержки на участке от деляны до таможни.

Почему рубить деловую древесину рентабельно при любых штрафах и проверках и кому это выгодно — говорили на конференции Общероссийского народного фронта по проблемам экологии и защиты леса, состоявшейся в Иркутске на прошлой неделе.

  • Пеньки в НD-формате

Для поиска незаконных делян агентство лесного хозяйства Иркутской области использует беспилотники и квадрокоптеры.

Голоустненский тракт, 50-й километр. В салоне припаркованного на обочине обычного с виду уазика-«буханки» развернут штаб по управлению беспилотником. Небольшой самолетик, меньше метра в ширину, оснащенный камерой турельного типа. Запускают агрегат с помощью катапульты. Далее, набрав высоту, он может находиться в воздухе до 80 минут, на высоте до 3,5 км, питаясь от аккумулятора. Изображение с камеры передается на мобильную станцию внутри автомобиля и там выводится на большой плазменный экран. Поворот камеры осуществляется при помощи обычного компьютерного джойстика. Управляет аппаратом заместитель начальника региональной диспетчерско-пожарной службы Михаил Малышев:

— Нам задали радиус 15 километров. Определить места рубки мы можем только по технике — поваленные деревья не так хорошо видны зимой, как пеньки летом. В прошлом году три раза находили рубки, а так беспилотник используется для координации действий на лесных пожарах, — уточнил основное назначение аппарата Михаил. — Летаем либо мы, либо Ан-2, у которого объективно эффективность выше. Так что мы параллельно отсматриваем и в других местах.

В комплект стоимостью в несколько миллионов рублей входят два беспилотника — один с камерой, другой с фотоаппаратом, и мобильная станция. Купленная три года назад техника уже успела устареть: более современные разработки транслируют картинку в HD-формате.

Разглядеть деляны лесорубов в подробностях можно благодаря другому устройству — квадрокоптеру, вертолету с четырьмя лопастями. Его в этот раз запускали поближе к городу.

— Квадрокоптер работает в радиусе семи километров, он передает видео в HD-качестве, в полете на одной батарее может находиться 20 минут, — рассказал о летательном аппарате Павел Провада, сотрудник Хомутовского лесничества и оператор, управляющий «вертолетом» с земли. — Мы его используем ежедневно в Иркутском районе. 

Такой вид наблюдения позволяет определить места вырубок еще до того как лес с них вывезут и кто-нибудь из водителей с ним попадется на контроле. Именно так. А иначе мест вырубок не найти, только по горячим следам.