Принесли верблюда в жертву

В Ангарском районе прошел мирный тайлаган
Одно из главных действ тайлагана — «оживление» рощи. Она нужна для того, чтобы небожители могли спуститься на землю.
Одно из главных действ тайлагана — «оживление» рощи. Она нужна для того, чтобы небожители могли спуститься на землю.

У каждого шамана свой костюм. Издавна считалось, что только облачившись в него, шаман получал полную способность общаться с духами, странствовать в других, мифических мирах.
У каждого шамана свой костюм. Издавна считалось, что только облачившись в него, шаман получал полную способность общаться с духами, странствовать в других, мифических мирах.
Русский парень Евгений Гинько молится предкам славянских богов. В его роду есть кузнецы и лекари.
Русский парень Евгений Гинько молится предкам славянских богов. В его роду есть кузнецы и лекари.
Вот такие красивые и вкусные угощения изготавливаются для небесных божеств.
Вот такие красивые и вкусные угощения изготавливаются для небесных божеств.

В минувшие выходные в Ангарском районе прошел шаманский обряд, посвященный развитию бурятской культуры и шаманизма в Прибайкалье. Как правило, обряды начинают проводиться после «Открытия небесных врат», однако этот тайлаган стал особенным. Ему предшествовало собрание, на котором планировалось решить вопрос об объединении всех шаманских организаций в одно центральное сообщество под названием «Буха Ноен». Однако участникам не удалось найти взаимопонимание. Именно тогда ангарская организация шаманов решила провести совместный тайлаган и пригласила принять в нем участие всех шаманов Приангарья.

В жертву принесли верблюда

Обряд проводился на Ясачной поляне, которую администрация Ангарска выделила местной религиозной организации шаманов «Вечно Синее Небо» для строительства центра. Когда-то на ней находился полигон и стрельбище, однако следов от прежней деятельности не осталось. За несколько лет шаманы построили более десятка юрт и облагородили всю территорию. Конечно, до завершения работ еще далеко, но это нисколько не мешает проведению обрядов.

Местность, на которой находится поляна, достаточно сложно найти. Пока ее знают только постоянные посетители центра. Первопроходцев сюда сопровождают знающие проводники. Тем не менее в день тайлагана здесь собралось много людей. Только одних шаманов было около 50 человек. Проехать мимо поляны было невозможно, издалека раздавался звук бубнов.

Сам по себе этот обряд был похож на многие другие. Сначала шаманы камлают: призывают своих предков, высших богов, затем «оживляют» рощу, которая сделана заранее. Как правило, для ее создания используются молодые березовые деревца, однако листва на них еще не распустилась. Зато сосенки круглый год стоят зеленые. Их по традиции обвязали желто-красными и сине-белыми лентами, а в центре рощи был установлен стол со сладким угощением, которое было приготовлено для небесных божеств.

После «оживления» началось главное действо. Для подношения духам в жертву был принесен верблюд. Как выяснилось, он привезен сюда с границы Монголии и Забайкальского края еще месяц назад. Работники шаманской организации заботились о нем, ухаживали. К моменту проведения тайлагана он уже месяц как находился в центре, жил в хозяйственном дворике вместе с овцами. На людей он смотрел свысока и горделиво.

— Это уже восьмой верблюд, которого мы приносим в жертву. У кочевых народов есть пять главных животных, которые сопровождают их всю жизнь: баран, козел, конь, бык и верблюд. С точки зрения шаманизма, верблюд считается наивысшим подношением, он является транспортным средством между мирами. Поэтому мы именно его приносим в жертву. Сосна для нашей рощи также выбрана не случайно. Это высшее растение, олицетворяющее солнце. Оно ведь круглый год зеленое. Таким образом, мы постарались все сделать по высшему разряду для того, чтобы провести обряд для развития нашей бурятской культуры, возрождения национальных традиций и обычаев, — поясняет Артур Цибиков, председатель ангарской религиозной организации шаманов «Вечно Синее Небо». — Кроме того, мы проводим тайлаган для того, чтобы объединить всех шаманов Прибайкалья. На собрании нам не удалось найти общие точки соприкосновения, взаимопонимания, а ведь найти их очень важно. Мы вместе должны поднимать и возрождать нашу культуру. Как говорится, сильна Россия ее народами. Глядя на нас, другие национальности, народы нашей необъятной родины тоже начнут приходить к корням своих предков, почитать, уважать, любить их.

Шаманы разных народов

На тайлаган ангарчане пригласили представителей других шаманских организаций, однако, как оказалось, никто так и не принял приглашение. Поэтому получилось так, что на обряде присутствовали только свои, местные шаманы. Среди них была и Валерия Калинина. Она является ученицей Артура Цибикова. Ей всего 23 года. Однако шаманский дар в ней проснулся уже в 11—12 лет. По словам Валерии, она принадлежит к монгольскому роду кият-борджигин. Шаманство ей передалось по материнской линии. Камлают и бабушка, и мама. Теперь настала очередь Валерии. Сама она пока не проводит обряды, но в ближайшем будущем это обязательно произойдет. Предки сказали, что пора.

Одеяние молодой шаманки также вызывает неподдельный интерес у всех посетителей обряда. Головной убор ее увенчан перьями грифов, а глаза на майхабши (шапка со шторками) выполнены из бронзы. Вся одежда выполнена в монгольском стиле. Девушка сама создает эскизы и показывает их мастерам, которые шьют для нее одеяние. Ее бубен обтянут оленьей кожей.

Не первый раз на тайлагане Евгений Гинько. На вид обычный русский парень: славянские черты лица, белая широкая рубаха с вышитым по вороту красным орнаментом и солнцем на спине, кушак. Однако на деле он оказывается шаманом с большим стажем. Как отмечает Евгений, он молится предкам славянских богов. И напрямую Матроне Московской. В роду шамана есть кузнецы и лекари, и он почитает и тех и других. Вскоре его ожидает третье посвящение.

Есть среди ангарских шаманов и выходцы из ближнего зарубежья: узбеки, киргизы, таджики. Например, Сархат Карахаджаев. Он приехал из Ташкента 16 лет назад. Сархат мусульманин, но также поклоняется и местному бурятскому пантеону. По его словам, на небесах все едино. В понимании мусульман шаманизма нет, однако есть травники, лекари. За помощью к нему обращаются люди разных национальностей, и он никому не отказывает в поддержке и участии. Молится своим предкам и просит за всех людей.

— Наша задача заключается в том, чтобы люди почитали своих предков, ведь, как известно, без прошлого нет будущего. Это основа основ, которую должны осознать все люди, — подчеркнул Сархат.

В общей сложности тайлаган продолжался несколько часов. Большая часть времени ушла на то, чтобы совершить жертвоприношение. Мясо верблюда было отварено и выложено на жертвенник, который был также изготовлен заранее. Туда же шаманы сложили сладкое угощение, сосновую рощу. Все это затем сгорело на костре и таким образом было отправлено наверх, небожителям.

— Следующий тайлаган мы проведем 26 мая. Мы будем подносить рыжего жеребца на объединение и совместную деятельность шаманов Прибайкалья и Бурятии. Надеемся, что в нем примут участие представители всех шаманских организаций, — отметил Артур Цибиков.

Для совершения жертвоприношения верблюда привезли с границы Монголии и Забайкальского края.
Для совершения жертвоприношения верблюда привезли с границы Монголии и Забайкальского края.
Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments