Пример с директора

Сергей Владимирович Куренкин из Олхинской средней школы делает мебель для учебных кабинетов, помогают ему коллеги и ученики

Сергей Владимирович Куренкин возглавил школу в селе Олха сравнительно недавно — в апреле этого года. Однако коллектив — и педагогов, и учеников — сразу почувствовал перемены, желание и амбиции нового руководителя вывести учебное заведение в число таких, которыми можно гордиться. Забота нынешнего директора — создать достойные условия для учебы и работы в сельском храме знаний, зданию которого ни много ни мало 120 лет. Сейчас внутри старых стен уже идет преображение: меняется планировка, появляются новые шкафы, парты, стенды. Ежедневно, снимая директорский пиджак, Сергей Владимирович надевает рабочий халат и на уроках технологии и после них, в кружке «Сделай сам», на собственном примере показывает: все в наших руках. Особенно если они умелые. 

Прямой дорогой

Побольше бы в школе таких, как Сергей Владимирович Куренкин. Честное слово. Тогда, глядишь, наши мальчишки вырастали бы мужчинами, хозяевами, семьянинами, способными думать головой и работать руками. Потому что со школьный скамьи имели бы наглядный пример, образец.

Куренкин в образовании человек на своем месте. Быть педагогом для него призвание, и профессию учителя технологии (по-старому — трудовика) он выбрал осознанно: в 2000-м окончил педуниверситет — пошел работать согласно диплому. Правда, его педагогический путь к нынешнему директорскому креслу (впрочем, к какому креслу — скорее к станку) оказался тернистым — а потому, на мой взгляд, бесценным. Ребята это сразу чувствуют.

— Я с детства увлечен кружковой работой, — рассказывает Сергей Владимирович. — Учился в заларинской школе № 1, где благодаря шефам — ремонтно-мехническому заводу — были организованы прекрасные учебные мастерские, мы постоянно что-то выпиливали, собирали, мастерили. Сколько прялок для бабушек выточили — не сосчитать, очень они у нас хорошо расходились в то время, — улыбается он.

Поэтому, после педуниверситета оказавшись по распределению в Бажирской школе, Сергей Куренкин взялся вести не только по расписанию несколько предметов.
— Ну знаете, что такое учитель, тем более мужчина, в деревне? Преподавал все — и физику, и черчение, и физкультуру. Так вот у меня еще кружок был, а после него я в Заларях, в школе № 2, с мальчишками занимался. Родители даже детей теряли, мы могли и до девяти, и до десяти часов вечера, что-то доделывая, задержаться, — говорит педагог.

С тех пор, видимо, для Куренкина вполне естественно, что его рабочий день не нормирован. Кстати, до Бажира на уроки ему, вспоминает, приходилось ежедневно по 3 километра добираться туда и обратно — и так три года.

— По полю пешком. Зимой, когда снегом заметет, тропинки заново протаптывал, — делится он. И улыбается: — Дети приезжали в школу на конях, привязывали их к забору, садились за парты. Конечно, они немного другие, нежели городские: в чем-то попроще, к каким-то жизненным моментам относятся спокойнее, менее заносчивые, более открытые, доверчивые, что ли...

Может быть, потому, когда уже в этом году надо было решать, куда пойти директором — в городскую школу или в село, Сергей Владимирович выбрал Олху?
— Да, выбор у меня был, и я его сделал, — говорит Куренкин.

И в огне горел... 

Но прежде, увы, система образования почти на десяток лет вытолкнула молодого и перспективного педагога. Когда женился и после Заларей переехал в Шелехов, хотел устроиться в школу.

— Очень долго место искал, — делится Сергей Владимирович, — а потом мне предложили такую зарплату, что ее хватало только на квартиру, а у нас уже сын родился...
Не по своей воле расставшись с педагогикой, работал он менеджером в торговом центре, рабочим-электролизником на ИрКАЗе. И все, за что брался, ему удавалось.
— Если менеджеры в компании менялись каждые три месяца, я продержался три года, — рассказывает он. — На ИркАЗе прошел от третьего разряда до шестого, занимался выливкой металла, на машинках поездил — попробовал все.

Рабочая профессия Куренкину, если можно так сказать, шла: если один стажер порой ходил по два, три, четыре месяца, пока его допускали к опасному процессу, он после третьей смены уже начал самостоятельно выливать металл.

А потом, через год, чуть не сгорел.

— В ночную смену набирал третью тонну алюминия, техника безопасности была соблюдена, но по какой-то причине случился выброс электролита, — вспоминает Сергей Владимирович, — и на меня: руки обгорели сильно, все, что на мне было, сгорело... Страшно, конечно.
Через четыре года на заводе начали закрывать вторую серию — и снова очутился Куренкин на улице. Тут и попалось его жене на глаза объявление: «Требуется заместитель директора по обеспечению безопасности образовательного процесса школы № 1 г. Шелехова». Так Сергей Владимирович вернулся к тому, к чему душа изначально лежала.

Посмотрел — попробуй сам 

В шелеховской школе № 1 пришлось заниматься охраной труда, гражданской обороной. Куренкин стал классным руководителем класса МВД. Но самое главное — на уроках технологии придумал, как труд его и ребят может стать полезным для школы.

— Перед учебным заведением стояли разные потребности, нужно было приобретать мебель, а финансирования всегда не хватало. Решили попробовать делать ее своими руками, — рассказывает Сергей Владимирович.

Начали со стендов — получилось неплохо. Ребята — а это мальчишки 14—16 лет (и детей из коррекционных классов Куренкин привлекал) — увлеклись, взялись помогать парты собирать. Дальше больше: подставки под цветы, полки, шкафы — все, что было необходимо для школы.

Работали в школьной мастерской, подручным инструментом. Поначалу, конечно, ничего не было — Сергей Владимирович привозил из дома то, что хранилось в его гараже: электроциркулярную пилу, фен монтажный, тиски, молотки, резцы. Но потихоньку-помаленьку подкупал необходимое, уже подключив родителей, попечителей. Из материалов подошли листы ЛДСП: находил деньги, договаривался о транспорте, привозил.

— А ничего сложного в том, чтобы собирать мебель, на самом деле нет, если захотеть. На рынке столько строительных магазинов, россыпь фурнитуры, — рассуждает он.— И я такой человек, как и родители мои, живу по принципу «посмотрел — сделал». Сегодня получилось одно — завтра будет лучше, ошибку исправим. Всегда говорю детям: голова должна совместно с руками работать. Если голова работает на шаг вперед — руки стараются догнать. У кого идет сотрудничество головы и рук, тот будет успешен.

До сих пор мебель, которую изготавливали, служит 1-й школе. Четвертый год в учительской стоит пятиметровая стенка. От Куренкина.

* * *

В Олхинской школе чувствуются перемены, мужской хозяйский поход. У учеников единая школьная форма — тоже дисциплина. В административной части каждый работник получил хоть и небольшое, но отдельное помещение — за лето разгородили площадь деревянными перегородками. Стол у завуча новый, шкаф в учительской и полки — тоже: совсем как настоящие, фабричные. А то и получше. Сделаны уже в собственной мастерской. В этот скромный кабинет, где вырезают лобзиками свои первые деревянные фигурки пятиклассники (кстати, раньше уроки технологии в школе преподавала женщина), и ведет меня Сергей Владимирович.

— Подписан проект, он согласован с мэром Шелеховского района, нашлись попечители: это организация кружка «Сделай сам», где учащиеся будут заниматься изготовлением корпусной мебели, которая школе пригодится, — объясняет директор. — Видите листы ДСП на полу? Для нас закупили. Скоро их не будет, а появятся парты для кабинетов, столы для столовой, лавки для коридоров, подставки под цветы...

— А 120-летние стены-то выдержат такие преобразования, Сергей Владимирович?

— Мы с удовольствием перенесем эту мебель в новую школу, когда ее в Олхе построят, — улыбается он.

baikalpress_id:  99 103