Приготовьте электронный проездной

Вот такой датчик будет установлен в салоне каждого муниципального транспортного средства. Приложив билет к устройству, пассажир может проверить баланс своей карты и понять, сколько у него осталось денег и сколько поездок он может ими оплатить

Недавно в салонах иркутских автобусов, троллейбусов и трамваев, там, где раньше крепились компостеры, появились небольшие пластиковые коробочки с электронной начинкой.

Загадочные устройства мигают зелеными огоньками и вызывают массу вопросов у пассажиров. О том, что это такое и для чего предназначено, узнавала репортер «Пятницы».

— Я уже несколько раз эти штуковины рассматривала: там что-то про деньги сказано, количество поездок, разъяснения про какой-то электронный билет, но в Иркутске же ничего такого нет, — рассуждает пенсионерка Евдокия Семеновна Кургузова, которую мы встретили в троллейбусе № 4. — Может, вагон для другого города готовили, а отправили нам? Я сначала даже занервничала, думала, пропустила что-то, и сейчас меня высадят как безбилетную! У водителя спросила, а он и сам не знает.

Намного больше о новом способе оплаты проезда знает Константин Лагутин, генеральный директор ОАО «Система управления лицевыми счетами», именно его компания установила в городском транспорте загадочные коробочки: «Сразу оговоримся, сейчас пассажиры расплачиваются за проезд в обычном режиме — водителю или кондуктору. Наши устройства пока проходят все необходимые для запуска исследования. Скорее всего, система заработает только в первых месяцах следующего года».

— То, что иркутяне называют коробочками, официально именуется RFID, — говорит Константин. — Это устройства радиочастотной идентификации, которые необходимы для перехода на электронный способ расчета: пассажиры будут приобретать специальные карты и ими расплачиваться на выходе из автобуса или у кондуктора.

Все просто: в каждом транспортном средстве установят два устройства RFID. При помощи считывающей установки в салоне пассажир может проверить баланс карты и срок ее действия — для этого достаточно приложить карту к дисплею. Если что-то не получилось, читайте инструкцию.

Второе устройство будет находиться у кондуктора или водителя — подаете свою карту-билет и расплачиваетесь.

Главная цель введения новой системы — избавить водителя и пассажиров от пересчета денег. Сейчас на каждой остановке пассажиры стоят вереницей и ждут, когда водитель пересчитает купюры, даст каждому сдачу, и только потом автобус едет дальше. С новой схемой все должно стать гораздо проще: подал карту, водитель приложил ее к RFID-устройству, и все — деньги списаны, проезд оплачен. Действовать электронный билет будет во всех видах транспорта.

Технология RFID разработана в Европе и применяется во всем мире с начала 1990-х годов. Устройства, которые появились в иркутском транспорте, разработала и произвела по заказу «СУЛС» иркутская компания «СапТек». «Они отвечают всем нашим требованиям — прочность, морозоустойчивость, экономичное использование аккумуляторов, функциональность. И еще важный момент: наша система не приводит к удорожанию проезда, как это происходило в большинстве городов, перешедших на электронные билеты», — отмечает Константин Лагутин.

Кстати, Иркутск, возможно, станет первым городом в России, где баланс карты можно будет проверить не только в транспорте при помощи устройства, но и посредством обычного телефонного звонка — номер будет указан на картах.

По словам Константина Лагутина, планируются два вида электронных билетов: непополняемые — из плотного картона и пополняемые — пластиковые. Первые заряжены на несколько поездок и сгорят через определенное количество месяцев. Такие карты удобны будут тем, кто редко пользуется городским транспортом, и приезжим. Остальным лучше приобрести пластиковые.

— Действовать они будут только в общественном транспорте. В качестве баланса на них уже не поездки, а рубли. Серийную карту можно будет купить в любом магазине за 100 рублей, 50 из них зачислят на баланс, — объясняет Константин. — С таким билетом можно передвигаться в транспорте с любыми тарифами.

У пластиковой карты есть еще один плюс — ее можно привязать к своей учетной записи на сайте ОАО «СУЛС». Для этого нужно воспользоваться специальным кодом под защитным слоем. Это позволит проследить историю операций в личном кабинете и, например, увидеть, как ваш ребенок добирается из дома в центр города на занятия.

Пополнять баланс можно будет также через личный кабинет с помощью платежных систем. Кроме того, закинуть деньги помогут банкоматы или банковские переводы — пока этот механизм отлаживается, как и работа сайта. В случае если карта выйдет из строя, что, как уверяют в компании, маловероятно, ее готовы заменить на новую с сохранением баланса.

Заметим, оплата наличными никуда не исчезнет. «Альтернатива уехать без карты останется во всем транспорте, у пассажира должна быть свобода выбора, а не пребывание в состоянии карточного рабства», — улыбается Константин Лагутин.

Как платить будем?

О том, что будет с проездными билетами и где мы будем покупать электронные карты, рассказала Юлия Гордина, начальник управления транспорта комитета городского обустройства администрации Иркутска.

— Беспокоиться об исчезновении месячных проездных на городской транспорт не стоит — никто их отменять не собирается. Проездные на бумажном носителе заменят электронными билетами, — говорит Юлия Гордина. — На период опытной эксплуатации это будет картонная карта с чипом. В дальнейшем будет принято решение о переводе картонных карт на пополняемые пластиковые для всех видов проездных, а это единый социальный проездной билет, месячный школьный, месячный студенческий.

Юлия Владимировна отмечает, что проезд по электронным билетам станет дешевле. Тем, кто купил билет с ограниченным количеством поездок, стоимость одной обойдется дешевле на 2 рубля. Пополняемые пластиковые карты снизят цену поездки на рубль.

Купить оба вида электронных билетов можно в кассах билетной продукции муниципальных предприятий, у водителей и в розничной торговле Иркутска.

— Минимальное количество поездок по непополняемому электронному билету — 29. Если пассажир передвигается в городском транспорте редко, то он имеет право оплатить проезд наличными, — поясняет Юлия Гордина. — Кроме того, после опытной эксплуатации будет расширена возможность для пассажиров в оплате — можно будет рассчитаться банковской картой или с помощью смартфона, посредством технологии NFC.

Иллюстрации: 

Генеральный директор ОАО «Система управления лицевыми счетами» Константин Лагутин полагает, что новая система оплаты проезда привлечет горожан, ведь переживать с утра о том, что у тебя не разменяна тысяча и в маршрутке опять возникнет ссора с водителем, с электронными билетами не придется. «Помните, как народ осторожно относился к банковскими картам и опасался пользоваться ими в магазинах и ресторанах? Теперь все привыкли и рады, что нет необходимости всегда иметь при себе наличные деньги. Думаю, в случае с электронными билетами все так же быстро оценят преимущества»
Генеральный директор ОАО «Система управления лицевыми счетами» Константин Лагутин полагает, что новая система оплаты проезда привлечет горожан, ведь переживать с утра о том, что у тебя не разменяна тысяча и в маршрутке опять возникнет ссора с водителем, с электронными билетами не придется. «Помните, как народ осторожно относился к банковскими картам и опасался пользоваться ими в магазинах и ресторанах? Теперь все привыкли и рады, что нет необходимости всегда иметь при себе наличные деньги. Думаю, в случае с электронными билетами все так же быстро оценят преимущества»
Примерно так будут выглядеть непополняемые билеты — типографская печать, наличие соответствующей информации, номеров и реквизитов. Стоит отметить, что цена и количество поездок указаны лишь для примера и не отражают действительных цифр
Примерно так будут выглядеть непополняемые билеты — типографская печать, наличие соответствующей информации, номеров и реквизитов. Стоит отметить, что цена и количество поездок указаны лишь для примера и не отражают действительных цифр
Пластиковая пополняемая карта будет продаваться в специальных конвертах за 100 рублей, 50 из них будут зачислены на баланс. По сути, за 50 рублей мы будем приобретать многоразовый билет, рассчитанный на миллион авторизаций, т. е. карта сможет служить горожанину годами
Пластиковая пополняемая карта будет продаваться в специальных конвертах за 100 рублей, 50 из них будут зачислены на баланс. По сути, за 50 рублей мы будем приобретать многоразовый билет, рассчитанный на миллион авторизаций, т. е. карта сможет служить горожанину годами
baikalpress_id:  100 445