Предъявите… лицо!

Студенты ИРНИТУ стали серебряными призёрами чемпионата «IT-хакатон»
Текст: Наталья Федотова , Фото: автора и из архива Ирины Челпановой , Город ИРНИТУ , № 10 от 31 октября 2018 года , #Общество
Команда ИРНИТУ впервые выступила на чемпионате «IT-хакатон» и сразу вошла в число победителей
Команда ИРНИТУ впервые выступила на чемпионате «IT-хакатон» и сразу вошла в число победителей

Ирина Челпанова, капитан команды «Байкальские технологии»
Ирина Челпанова, капитан команды «Байкальские технологии»

Не секрет, что во многих современных городах России существуют сложности с пассажирскими перевозками. Жители Иркутска, например, испытывают нехватку общественного транспорта, никогда не знают точного времени прибытия автобуса, а в часы пик вынуждены стоять в пробках. Один из вариантов решения проблемы предложили студенты политеха: они разработали мобильное приложение, по которому пассажиры смогут узнать, когда именно на остановку прибудет тот или иной автобус или трамвай, а перевозчики получат возможность корректировать маршруты, анализируя информацию на сервисе. Свою разработку политеховцы представили на всероссийском кейс-чемпионате по разработке программного обеспечения «IT-хакатон», который прошёл в рамках III международного форума «Интеллектуальные транспортные системы России» в Москве.

— Основная проблема Иркутска в том, что при планировании транспортной системы не учитываются новые здания, — считает Ирина Челпанова, студентка института авиамашиностроения и транспорта ИРНИТУ и капитан команды «Байкальские технологии». — В итоге возникающие нагрузки на перекрёстки создают заторы. То, что у нас каждый вечер «стоят» все мосты, также результат неправильного планирования и неравномерного распределения потоков.

Ирина Челпанова учится в ИРНИТУ на 3-м курсе.

— Много проблем в этой сфере, — говорит девушка, — а значит, всегда будут нужны специалисты, способные их решить. Я изучаю логистику и менеджмент на транспорте, а это не только перевозка пассажиров или грузов, но и самое интересное — планирование городской среды. Считаю, это нечто сродни градостроительству, что-то очень близкое к архитектуре.

За последние десять лет в Иркутске наметилась тенденция к решению многих транспортных проблем.  Тем не менее общее развитие транспортной сети в России всё ещё отстаёт от Европы — в Москве лет на десять, в регионах и того более.

— Особенно хорошо начинаешь это осознавать, когда участвуешь в чемпионатах, подобных «IT-хакатону», — продолжает Ирина. — На кейсе нам дали задачу разработать систему, которая учитывала бы все эти проблемы, вне привязки к региону или городу. В результате мы предложили единую систему слежения за перевозчиками, а также способ учёта пассажиров.

Примечательно, что команда ИРНИТУ впервые выступила на данном хакатоне. В её состав помимо Ирины Челпановой вошли представитель научно-исследовательского конструкторского объединения «Транспортный менеджер» Наталия Соколова, активист студенческого конструкторского бюро «4WD» Виктор Винокуров и студент института высоких технологий Дмитрий Дедков.

— Хакатон — прежде всего чемпионат по программированию,— рассказывает капитан команды. — В результате из-за нехватки времени мы создали лишь небольшое мобильное приложение. Зато сама концепция у нас была более продуманна, нежели у конкурентов.

Заключалась идея иркутян в создании большой базы данных, с доступом к ней самых разных пользователей. Подразумевается, что база будет совмещать в себе разные приложения — Яндекс-транспорт (которого ещё нет в Иркутске), 2ГИС, Иркбас; включать в себя не только муниципальные рейсы, но и коммерческие. Это избавит город от дублирующих маршрутов, перегружающих магистрали, а пассажиры смогут отслеживать местоположение автобуса или троллейбуса, строить свой маршрут.

Студенты из Иркутска также предложили добавить возможность оставлять свои отзывы о работе конкретных водителей (такая функция отсутствует даже в столице).

И пожалуй, главное ноу-хау их системы — учёт всех пассажиров.

— Это будущее, которое придёт уже очень скоро, — уверена Ирина Челпанова. — Камеры распознавания лиц, установленные в транспорте, позволят более грамотно планировать дорожную сеть, просто потому что будет понятно, сколько людей перемещается, куда и в какое время. Кроме того, «по лицу» будет автоматически списываться плата, предоставляться льготы и скидки. Студенческая разработка может заинтересовать не только иркутян, но и администрации других городов, а также специалистов Министерства транспорта РФ.

Студенты ИРНИТУ подчёркивают, что в разработке данного приложения им очень пригодились знания, полученные во время работы в студенческом научном обществе «Транспортный менеджер», где девушки занимаются планированием транспортной сети Иркутска, исследованиями пассажиропотока на маршрутах, созданием агломерации Иркутской области.

Отметим также, что призовое место даёт команде ИРНИТУ возможность пройти практику в Мосгортрансе, а вместе с этим — погружение в мировые процессы формирования комфортной транспортной среды.