Правила Идыгинской школы

Наталья Николаева старается научить детей сохранять порядочность в мире взрослых.

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Эту цитату из «Мастера и Маргариты» могут легко повторить все ученики, которые посещали уроки литературы Натальи Николаевой. А таких за годы ее работы было немало. Почти двадцать лет назад, в 1995 году, приехала она из Кяхтинского района Республики Бурятия, чтобы начать в новой, только что открывшейся Идыгинской школе новую страницу своей педагогической биографии.

«Тогда первый директор школы Альберт Хандархаев собрал замечательную команду учителей. Но приехали мы, с образовательной точки зрения, на пустое место. Нужно было поднимать престиж школы. Мы все понимали, что должны двигаться вперед. Придумали флаг, эмблему, гимн. С первых лет своего существования школа начала участвовать во всех мероприятиях. А ее учителя — принимать участие в профессиональных конкурсах. Так появились основные принципы нашей учебной жизни», — говорит Наталья Николаева.

Наталья Николаева — яркий пример человека, про которого говорят, что живет он своим делом. Родившись в учительской семье Константиновых, для себя она тоже выбрала эту тяжелую, но благородную профессию. Муж Натальи Сергеевны, Семен Николаев, учитель физики, очень хорошо понимает свою жену и во всем ее поддерживает.

— У медиков есть девиз «не навреди». Думаю, что он актуален и для педагогов. Но ко всему приходишь через собственный опыт. Вначале, когда я была молодой, только-только пришла в школу, то думала, что главное — это показатели, нужно научить ребенка грамоте, нужно, чтобы он хорошо писал диктанты, изложения. А потом я поняла, что самое важное — научить ребенка быть хорошим человеком, гражданином, патриотом своей страны. А грамотность и почерк — вещи во многом врожденные. Пусть даже мой ученик не может запомнить правила, но если я вижу, что он трудится, то многое ему прощаю. А работают наши дети много. И не только в школе.

У всех дома хозяйство, за счет которого сейчас выживают сельские семьи. И мы, учителя, уважаем в каждом из своих учеников труженика.

Но не мешают ли такие принципы современному стандарту образования? Ведь сейчас ценится умение хорошо писать тесты, быть готовым к ЕГЭ.

— А наши дети и готовы. Они понимают, что родители не могут оплачивать их обучение, и очень стараются. Неверно думать, что современный формат — это только тесты. Сейчас образование идет к тому, чтобы развить личность ребенка. Коснется это, кстати, и ЕГЭ. Уже в этом году перед единым госэкзаменом каждый выпускник будет писать сочинение. Я вхожу в областную комиссию по проверке сочинений ЕГЭ. Пока нам еще не сообщали, по каким критериям мы будем оценивать новый этап сдачи экзамена. Но сам факт того, что государство стало задумываться о нравственном воспитании детей, говорит о многом.

— С тех пор как начали проводить прямую линию с президентом России, я стараюсь пробиться в прямой эфир. Звоню и задаю вопрос об идеологическом воспитании школьников. У нас в округе до сих пор в некоторых учебных заведениях остались пионерские организации. Но дети, которые вступают в них, зачастую не понимают, в чем смысл этой организации, и задают вопрос: а чем они принципиально отличаются от других учеников? Все-таки должна быть в школах какая-то общая идея. Пусть современная организация называется «Юный россиянин» или как-нибудь иначе... Она должна быть, чтобы воспитывать в подрастающем поколении патриотичность. Я очень рада, что в школы вернулась форма, строгий стиль в одежде. В ближайшее время мы хотим разработать значок, который можно приколоть на пиджак или рубашку. Пусть все видят, что идет ученик Идыгинской школы.

Стоит отметить, что учащихся в Идыгинской школе немного. Это создает свои плюсы и минусы в обучении.

— Все у нас на виду, под контролем. Тут уж, конечно, каждый день нужно готовить домашнее задание. Все равно спросят. Но есть и обратная сторона такого индивидуального подхода — по моему мнению, у сельских учеников невысокий уровень конкуренции. Им не нужно бороться, чтобы быть замеченным. А во взрослой жизни необходимо иногда уметь отстаивать свою позицию. Поэтому я стараюсь создать на уроках дискуссию, спор. Кроме основных знаний в старших классах иногда рассказываю об элементарных вещах, которые пригодятся в самостоятельной жизни: как заплатить за коммунальные услуги, как пользоваться метро, электричками и другие подобные вещи.

И за такую внимательность Наталья Николаева любима всеми учениками. В праздники на ее телефон поступают звонки из Америки, Израиля, разных уголков России. Уже взрослые люди на несколько минут окунаются в детство и благодарят своего педагога за то, что научила видеть прекрасное, любить хорошую литературу. Отмечена Наталья Сергеевна и коллегами. Успешно выступала на профессиональных конкурсах, имеет звание «Заслуженный учитель РФ» и репутацию Педагога с большой буквы.

Редакция нашего еженедельника поздравляет всех педагогов Усть-Ордынского Бурятского округа с началом нового учебного года. Желаем вам послушных учеников, новых идей и сил для их воплощения.

Иллюстрации: 

Наталья Николаева: «Стараюсь научить школьников отстаивать свою позицию. Это им очень пригодится во взрослой жизни»
Наталья Николаева: «Стараюсь научить школьников отстаивать свою позицию. Это им очень пригодится во взрослой жизни»
baikalpress_id:  97 959