«Пожарьте нам картошку!»

Корреспондент «СМ Номер один» на один день стала диспетчером экстренной службы

Принято считать, что противопожарная служба — это сугубо мужская работа. И с этим утверждением трудно поспорить. Каждый день пожарные рискуют своей жизнью ради спасения чужой. Их работа сопряжена с серьезными опасностями и тяжелым трудом. Поэтому на вызов 01 выезжают исключительно представители сильного пола. Однако мало кто знает о том, что за их четкой, организованной работой следят все те же хрупкие женщины — диспетчеры центрального пункта пожарной связи Иркутска. Более того, именно они первыми получают сигнал о помощи, а затем отдают команду спасателям и координируют работу всего Иркутского пожарно-спасательного гарнизона. Корреспондент нашего издания решила проникнуть в самое сердце пожарной службы и на один день стать одним из тех, кто держит руку на пульсе безопасности областного центра.

Погода в помощь

— «Пожарно-спасательная служба. Слушаю» — эту фразу диспетчеры ЦППС повторяют изо дня в день несчетное количество раз. На другом конце провода то и дело раздаются взволнованные голоса очевидцев, всхлипывания пострадавших, а подчас и невразумительные реплики пьяных или хихиканье детей, решивших пошалить. К каждому из таких звонков сотрудницы центра привыкли и буквально с первой ноты или, точнее, фразы знают, чего следует ожидать в продолжении разговора. Такое мастерство, как шутят диспетчеры, приходит только с большой практикой.

Главный мозг пожарной охраны, куда стекаются все вызовы 01 или 101 (в таком виде он доступен для всех телефонов), расположен на отдельном посту пожарно-спасательной части № 3. В уютном, просторном кабинете каждое рабочее место оборудовано персональным компьютерам и телефоном, который позволяет принимать одновременно до 10 звонков.

Меня здесь встретили приветливо и радушно. По словам диспетчеров ЦППС, чья смена совпала с моим дежурством, журналисты у них бывают очень редко, а о своей работе им есть что рассказать. Единственное, что могло помешать нашей беседе, — это постоянные звонки в службу. Однако на этот раз даже погода благоволила нашему разговору. Накануне в Иркутске прошел дождь, поэтому, по прогнозам диспетчеров, сообщений в этот день должно быть немного. Забегая вперед, можно сказать, что их предположения сбылись. У нас нашлось время и для неторопливой беседы, и для моего посвящения в диспетчеры.

К 9.00, когда я прибыла к специалистам ЦППС, новая смена в лице Юлии Зайцевой и Ольги Максимовой уже приступила к работе. Диспетчеры готовили строевую записку, то есть собирали все данные по гарнизону и составляли отчет о том, сколько и где имеется техники в наличии, сколько человек работает, кто находится на выезде и многое другое. Также им предстояло обзвонить оперативные, экстренные службы города и объектовые части — то есть все структуры, с которыми у спасателей отлажен механизм взаимодействия. При этом всю полученную информацию они должны не только фиксировать в журналах и электронном виде, но и держать в голове. Когда поступает звонок о возгорании, именно диспетчеры должны решить, кого следует направить на объект и в каком количестве. И сделать это следует незамедлительно. В этом я убедилась и сама, когда раздался первый звонок. Жительница села Максимовщина сообщила о том, что на противоположном берегу Иркута, на острове, горит трава. Там же расположено небольшое фермерское хозяйство, где разводят лошадей. С какой стороны находятся подъездные пути, очевидица не знает. Поэтому параллельно с отправкой пожарной группы Ольга Максимова пытается дозвониться до главы муниципального образования, чтобы узнать обстановку. В процессе разговора выяснилось, что возгорание на острове началось еще накануне, вот только никто не спешил об этом сообщить. До самого фермера дозвониться не удалось. Когда пожарные прибыли к месту тушения, моросивший дождик уже затушил пожарище. Никто не пострадал.

«Какой сегодня день?»

Следующий звонок поступил со стороны Голоустненского тракта. На 20—21-м километре по левой стороне дороги на обочине также горела трава. Диспетчеры сразу связались с лесничеством, в ведом-стве которого находится данная территория. На место тут же выехали специалисты. После этого в центре наступила тишина. И снова пошел дождь.

— В добрый час, — заметила Ольга Максимова.

Такое затишье, по словам диспетчеров, выпадает нечасто. Поэтому они пользуются свободным временем, чтобы составить подробные отчеты по выездам, делают записи в журнале и занимаются большим количеством бумажной работы.

Как оказалось, звонки — это лишь небольшая составляющая работы диспетчеров. Каждый выезд пожарных сопровождается подробным отчетом: кто выехал на место возгорания, описание объекта, время прибытия на место, время подачи первого ствола, время локализации, время ликвидации открытого горения... Если поступают телефонограммы, диспетчеры также должны обзвонить все соответствующие организации и подразделения и донести информацию до сведения. Вечером их ожидает боевая работа: итоги выездов за день и вновь обработка всех вызовов.

От этой кропотливой и, признаться, рутинной работы их отвлекают только звонки. Но большинство из них в мою смену оказываются ложными. Кто-то сразу кладет трубку, кто-то извиняется, что ошибся номером (и как это возможно при вызове 01, не укладывается в голове), или просто хотят узнать, который час. Как рассказывает Ольга, такие звонки поступают довольно часто. Одну из бабушек здесь даже прозвали кукушкой. Она регулярно звонила в пожарную службу, чтобы узнать, который час. Такой звонок поступил и на этот раз. Правда, совсем от другой бабушки.

— Я болела несколько дней и даже не знаю, какой сегодня день недели. Подскажите мне, пожалуйста, — сонным голосом попросила старушка и, извинившись за звонок, положила трубку.

В следующий раз позвонили дети. Они тихо похихикали в трубку и быстро отключились.

— Это тоже наши частые собеседники. Иногда звонят и говорят: «Алло, вы же пожарники? А если пожарники, пожарьте нам картошку», — с улыбкой рассказывает Ольга Максимова.

Однако порой именно наблюдательность детей спасает чужие жизни. В прошлом году на линию позвонил мальчик, который заметил дым из коллектора. Подоспевшие на вызов пожарные обнаружили в нем трех бомжей, которые не смогли выбраться без посторонней помощи и могли погибнуть. Диспетчеры написали ходатайство о награждении мальчика за его неравнодушие.

130 выездов за сутки

Не обходят стороной экстренную службу и люди с нарушенной психикой. Один раз мужчина сообщил, что у него в доме поселился зеленый инопланетянин. В другой раз женщина пожаловалась на то, что у нее искрит из розетки. Однако прибывший на место электрик не обнаружил неисправность, а «пострадавшая» принялась рассказывать ему о том, что кто-то якобы хотел взять ее органы для пересадки. Еще одна старушка готовила еду в одноразовой посуде на электропечи. И таких примеров у диспетчеров немало. И все же большая часть сообщений приходит по делу.

— У нас очень насыщенная, яркая жизнь. Больше всего в нашей работе мне нравится то, что мы можем помогать людям. Я, например, помню случай, когда мужчина зимой на снегоходе ехал по Ангаре, попал в полынью и провалился. Его друзья сообщили нам, а мы вызвали спасателей. Пострадавшего удалось спасти, и я чувствовала радость от того, что к этому причастна. Потом он позвонил нам утром и попросил, чтобы мы и его снегоход достали со дна реки, — говорит Ольга Николаевна. — Хотя я помню и другие, трагичные случаи. Спустя год после моего прихода в центральный пункт поступило сообщение о возгорании в частном доме, где, вероятно, могли быть дети. И действительно тогда в пожаре погибли трое детей. До сих пор, когда я проезжаю мимо этого дома, вспоминаю тот страшный случай.

Третий звонок, который пришелся на мою смену, — возгорание в частном одноэтажном доме на 3-й Железнодорожной. Вслед за пожарными на место были вызваны сотрудники электросетей и скорой помощи. Очаг возгорания оказался небольшой, поэтому его удалось локализовать достаточно быстро. К счастью, никто не пострадал.

По словам Юлии Зайцевой, в последние годы на линию часто стали звонить молодые люди. Особенно по палам травы. К слову, именно этот сезон для центрального пункта пожарной связи самый напряженный. В прошлом году, например, было по 120—130 выездов за сутки. Времени на отдых не было ни у диспетчеров, ни у пожарных. Каким будет этот сезон, прогнозировать сложно.

В целом моя смена на посту прошла вполне спокойно. Единственной, кому мне удалось помочь, оказалась бабушка из микрорайона Юбилейного. Ей требовался телефон отделения полиции. А вот моим очаровательным «коллегам» до окончания несения службы оставалось еще много времени. И на проводе вновь неотложные вызовы.

Загрузка...