Полубоги из БПСО

На крупномасштабных учениях в Листвянке спасатели подтвердили свое мастерство

Крупная автоавария, падение туриста со скалы, возгорание на теплоходе, пробоина в борту прогулочного катера, разлив топлива, тяжело раненные пострадавшие, терпящие бедствие дайверы — и все это почти одновременно. К счастью, в жизни такого не случается. Но, как показали крупнейшие за 15 лет учения, сотрудники Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России готовы ко всему. Оперативные, высококлассные умения продемонстрировали спасатели, водолазы, медики и пожарные всем собравшимся 25 августа в Листвянке. К слову, зачастую спасатели обучены сразу нескольким из этих специальностей. Учения проходили в три этапа: ликвидация ДТП, спасение туристов и аварийно-спасательные работы при возникновении ЧС техногенного характера. Звучит коротко, но каждый этап включает в себя десяток сложных манипуляций, от умелого выполнения которых зависит чья-то жизнь. Журналисты и гости наблюдали за происходящим с воды, а на берегу разворачивалась настоящая драма. Вот спасатели помогают попавшим в ДТП: эвакуируют пассажиров туристического автобуса, столкнувшегося с легковушкой, в это же время вытаскивают из искореженной машины пострадавшего водителя и поливают пеной бензовоз, на которого отбросило автомобиль. На следующем этапе необходимо вытащить из-под горного обрыва сорвавшегося туриста, а затем еще ЧП — теплоход столкнулся с подводными сооружениями и загорелся: нужно эвакуировать людей, экстренно отправить на вертолете обгоревшего механика в больницу, потушить корабль — здесь тоже не обойтись без спасателей. А впереди еще несколько операций.

Самым насыщенным по объемам задач стал третий этап учений. Теплоход с пассажирами столкнулся с металлоконструкциями гидротехнического сооружения — произошли взрыв и возгорание топлива на судне. Спасаясь, один пассажир оказался в воде, двое — на спасательном плоту, а механик судна получил серьезные ожоги. Спасатели прибыли к месту ЧС на катерах: пассажиров эвакуировали и передали медикам, огонь потушили. Для спасения механика задействовали вертолет. С высоты в воде был замечен дайвер, подающий сигнал бедствия, — его с помощью десантирования также подняли на борт воздушного судна. На кадре — как раз тот момент, когда спасатель забирает с воды пострадавшего, за подъемом наблюдают те, кто только что помогал тушить теплоход. Кстати, это не конец операции — спасенный дайвер сообщил, что под водой с баротравмой легких находится еще один любитель подводных путешествий, и впереди его поиск, подъем, а также ликвидация разлива топлива и многое другое. «Я сначала не понял, что это учения, увидел дым, люди прыгают с теплохода, потом катера примчались, скорая помощь! Испугался за людей реально! — поделился впечатлениями турист, приехавший в Листвянку из Тулуна Юрий Шашура. — Только потом заметил, что за всем этим наблюдают сотрудники МЧС, понял, что учения, и расслабился. Спасатели действовали так круто, что даже гордость взяла! Полулюди, полубоги — с такими даже самая сложная ситуация покажется разрешимой.

Водолаз в тяжелом (в прямом смысле — только ботинки весят около 20 килограммов!) снаряжении опускается на дно озера. Его задача — найти повреждения металлоконструкции. Вместе с ним на глубину опускают телеуправляемый необитаемый подводный аппарат «Фалькон» — с его помощью спасатели исследуют затонувшие объекты, сопровождают водолазные работы. Аппарат способен опускаться на глубину до 300 метров — это позволяет в числе прочего поднимать тела утонувших с таких серьезных глубин.

На фото — заключительный момент первого этапа учений: вертолет Ми-8 приблизился к месту ДТП, чтобы эвакуировать водителя легковушки, находящегося в очень тяжелом состоянии. К счастью, это всего лишь учения, но подобная ситуация запросто может случиться на дороге: туристический автобус и легковой автомобиль столкнулись лоб в лоб, от удара «Жигули» отбросило на бензовоз — появилась угроза возгорания. По сигналу к месту происшествия прибывают экстренные службы реагирования: пока одни помогают пассажирам автобуса и оказывают им первую медицинскую и психологическую помощь, другие с помощью гидравлических инструментов извлекают зажатого водителя легковушки — он серьезно травмирован. Тем временем пожарные в специальных костюмах заливают топливозаправщик пеной, газодымозащитники специальным пластырем заклеивают пробоину в бочке с топливом. Для спасения погибающего вызван вертолет: площадки для его приземления нет, он зависает над местом аварии, поднимая потоками воздуха разлитую пену. Водителя поднимают на борт с помощью специальных носилок, закрепленных на спущенном сверху тросе. Все происходит в считанные минуты и выглядит идеально. Спасатели признают: в жизни все проходит не так гладко — пожарные могут оказаться на другом объекте, а вертолет придется подождать дольше, чем на учениях. Впрочем, для того и проводятся подобные сборы, чтобы отработать до автоматизма каждый шаг и каждое движение.

Не все туристы хорошо подготовлены для путешествия в горах. Судя по всему, одним из неосторожных путешественников оказался гость из Польши. Он сошел с узкой туристической тропы, сорвался вниз и очутился на выступе скалы — достать с воды его невозможно, поэтому спасатели едут к месту происшествия на квадроциклах. Для подъема поляка им потребовалось альпинистское снаряжение и носилки, похожие на детскую люльку. Спасатели объясняют, что сложность этих работ не только в труднодоступности места происшествия: «При спуске и подъеме может случиться камнепад, и тогда пострадавший получит вторичные травмы. Наша задача — оказать ему первую помощь, защитить от рисков и передать в руки медиков». В этот раз эвакуация прошла без особых трудностей.

Спасатели вместе со штатным врачом Петром Степочкиным (первый справа) несут дайвера, получившего баротравму легких при резком всплытии. Однако за пострадавшего можно не беспокоиться: в арсенале БПСО кроме прочего оборудования имеется переносная барокамера — в ней в специально созданных условиях спасатели отвезут человека на базу в Николу и поместят в стационарную капсулу для проведения лечебной рекомпрессии.

Убедиться в готовности спасателей БПСО приехали глава ГУ МЧС России по Иркутской области генерал-майор Валентин Нелюбов (на фото справа) и начальник Сибирского регионального центра МЧС России генерал-лейтенант Сергей Диденко. Офицеры высоко оценили уровень подготовки спасателей: «Ежегодно Байкал посещают около 1,5 млн туристов. В этом году проведена беспрецедентная профилактическая работа, в результате которой стало заметно меньше происшествий и несчастных случаев. Все, кто посещает озеро Байкал, могут быть уверены: спасатели всегда рядом. Таких крупномасштабных учений, как сегодня, на Байкале еще не было — организаторы проработали все возможные риски, какие могут ожидать туристов в природной среде. Учения прошли на отлично. В МЧС всегда только такая оценка», — подвел итог Сергей Леонидович.

  • Только факты

  • Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России создан в 2001 году. 
  • Отряд аттестован как профессиональное аварийно-спасательное формирование и допущен к ведению поисково-спасательных работ, располагает штатом опытных спасателей и специалистов высокого уровня разных спектров работы.
  • В БПСО служат 312 человек, в том числе 8 спасателей международного класса, 71 — I класса, спасателей II класса — 18, III класса — 13.
  • Зона ответственности БПСО — акватория озера Байкал, а также прибрежные территории до водораздельной линии (при значительном удалении от береговой линии — до 25—30 км).