Полозкова в Иркутске

Культовая поэтесса и актриса представила свою новую программу 

«Если вас переедет трамвай — вы, конечно же, вскрикните. Раз переедет, два переедет. А потом привыкните». Автор этих строк — Вера Полозкова, популярная поэтесса, актриса, певица, блогер и просто красавица, на прошлой неделе побывала с единственным концертом в Иркутске. Ключевое слово здесь «популярная». Впрочем, некоторые считают ее не просто популярной, но даже культовой. Вот какие определения можно найти в Интернете: «голос целого поколения», «Эвтерпа (одна из девяти муз в греческой мифологии) нашего времени», «главная поэтесса поколения web 2.0». Творчеством молодого, но бойкого дарования наслаждался обозреватель «Пятницы».

Артиста делает публика, и у каждого она своя, тем более у такого уникального во всех смыслах явления, как Вера Полозкова. Зал ТЮЗа был заполнен преимущественно девушками исключительно одухотворенного и мечтательного вида в самых разнообразных одеяниях. Немыслимые пончо и накидки, всевозможные шляпы, затейливые локоны, дизайнерские украшения. Многие держали в руках изысканные букеты. Мне запомнилось ведерко с нежными гиацинтами изумительной красоты. Наверное, эти девушки и есть самые верные фанаты поэтессы, «до дыр» зачитавшие ее блог в «Живом журнале» еще в те времена, когда она его подписывала «vero4ka». Такова публика Веры Полозковой. И, честно говоря, велико было искушение поиронизировать в этой заметке и над поэтессой, и над ее поклонниками. Как те многочисленные критики, упрекающие Полозкову в попсовости и экстравагантности, необоснованных претензиях, а также в пустоте, которая якобы прячется за броской и яркой формой. Но я этого делать не буду, мне интереснее разобраться в причинах ее популярности. И вообще, кто сказал, что популярность — это плохо? 

Она вышла на сцену, встала за пюпитр в центре конструкции между двумя экранами (тот, что ближе к публике, был выполнен из прозрачного материала).

Такое место силы в формате 3D. Длинная темная юбка, светлая блузка, волосы до плеч убраны за уши. Все очень просто, но продуманно, с уважением к поэтической и театральной традиции. Чуть дальше в тени сидели музыканты: гитарист, ударник и клавишник. Они играли что-то в меру ритмичное, в меру медитативное.

Не знаю, как называется жанр, в котором выступает Полозкова: мелодекламация или интеллектуальный рэп. Наверное, так и так будет правильно, потому что это синтез музыки, слова и видеоарта. Она сама его придумала и осуществила, и это хорошо. У нее получилось. 

Полозкова, как оказалось, не только талантливый поэт, но и прекрасная актриса. И даже нельзя сказать сразу, что здесь главное — текст или игра. Обычно поэты читают свои стихи несколько отстраненно и обезличенно. Вера Полозкова их переживает и проживает. Она буквально завораживает зрителей своим тембром, ритмом, энергией. Ритм — вот основа ее поэзии, поэтому в ней много глаголов и мало прилагательных. Это очень рОковые, динамичные тексты. При этом автор очень органично использует современную сетевую стихию языка со всякими капслоками, смайликами, интернет-мемами, англицизмами и т. д. Это действительно язык нового поколения. Ее стихи надо обязательно слушать, и именно в авторском исполнении. Хотя и на бумаге они воспринимаются неплохо. А вот по поводу экспериментов с видеоинсталляциями, которые постоянно проецировались на экраны, не все так однозначно. Временами приходилось закрывать глаза из-за назойливого мельтешения. 

Лично мне этот жанр не близок, но я понимаю, почему это многим нравится.

Это действительно голос нового поколения.

А критики, которые пытаются впихнуть ее в стандартные литературные схемы, чего-то там ищут, анализируют, пусть не занимаются ерундой. Впрочем, пусть себе анализируют на здоровье. Слава богу, Полозкову это нисколько не задевает и популярности не убавляет. Как она сама сказала: «У простых, как положено, я вызываю ненависть, у сложных — зависть». Действительно это потрясающе прекрасно, что благодаря Вере Полозковой поэзия стала интересна молодому поколению и что ее выступления собирают полные залы. 

Ей всего 29 лет, а она уже встала в один ряд с признанными. И у нее есть огромный потенциал поэтический, артистический, драматический. Поэтому лично я буду наблюдать за ее развитием с большим интересом. 

  • И это все о ней

Вера Полозкова родилась в 1986 году. Первые стихи написала в пять лет. Школу окончила экстерном и в 15 лет поступила на факультет журналистики МГУ. Тогда же, на первом курсе университета, Вера опубликовала свой первый сборник стихотворений. Параллельно вела колонку в журнале Cosmopolitan, писала статьи для изданий «Книжное обозрение», «Афиша» и др. В 2003 году Вера Полозкова открыла личный блог «vero4ka» (позднее — mantrabox), который быстро стал топовым. В 2007 году вышла первая книга — «Непоэмание», через год — сборник «Фотосинтез», в 2013 году вышла третья книга — «Осточерчение». С 2008 года Полозкова выступает как актриса в интер­активном спектакле Георга Жено «Общество анонимных художников» (Театр имени Йозефа Бойса совместно с Театром.doc). В феврале 2009 года В.Полозковой была присуждена премия «Неформат» в номинации «Поэзия». В октябре 2009 года состоялась премьера поэтического спектакля по текстам Полозковой в театре «Практика» (режиссер Е.Шевелева). 

Поэтесса постоянно пробует новые жанры и форматы: в 2011 году она собрала группу музыкантов, с которыми записывает альбомы и дает концерты. В 2014 году Вера Полозкова вышла замуж за бас-гитариста своего коллектива Александра Бганцева. В декабре того же года девушка родила сына, которого назвали Федором. 

  • Что пишет

Этим стихотворением Вера открывала свой концерт в Иркутске.

Ване Алексееву

А на первый взгляд мертвые берега: ни геолога, ни ночлега,

Только вьюга, дорога, каторга, кали-юга;

Всякая книга — «десять столетий снега»,

Всякая песня — «где нам искать друг друга».

Но как боль неостра, бери к роднику канистры,

Как стемнеет, пой у костра про года и версты;

Женщины хохочут так, что вокруг рассыпают искры,

И глядят на тебя как сестры.

Кроме нефти тут разной скани есть и финифти,

Рюмочки готовьте, на скатерть ставьте;

Старики прозрачны, как детский палец на кнопке в лифте,

Все тебе расскажут и о вожде, и о космонавте.

Медицина здесь угрожает здоровью, врачи — леченью,

Бездна часто подходит к самому изголовью,

Между мифом и явью много веков кочевье,

Постигаемое не логикой, но любовью.

Но как боль неостра, сразу кажется: столько детства,

Столько мудрого юмора, горестного богатства.

Стоит, чудится, пообвыкнуться, оглядеться  — 

И всему пригодиться. Сбыться. И оправдаться.

Веру Полозкову очень любят глянцевые журналы и есть за что. Хотя сама поэтесса призналась в интервью журналу HELLO, что в 17 лет, когда она смотрела на девушек с обложки, ей казалось, что настоящая вечеринка у нее случится, когда на ней будет такое платье, и такая прическа, и серьги до плеч. Но как только все это становится рабочей униформой, понимаешь, что настоящая вечеринка начинается тогда, когда ты все это снимаешь, умываешься и едешь с друзьями отдыхать
Веру Полозкову очень любят глянцевые журналы и есть за что. Хотя сама поэтесса призналась в интервью журналу HELLO, что в 17 лет, когда она смотрела на девушек с обложки, ей казалось, что настоящая вечеринка у нее случится, когда на ней будет такое платье, и такая прическа, и серьги до плеч. Но как только все это становится рабочей униформой, понимаешь, что настоящая вечеринка начинается тогда, когда ты все это снимаешь, умываешься и едешь с друзьями отдыхать
Загрузка...