Полет в черное безмолвие

Почетный гражданин Иркутска Валерий Хайрюзов снял фильм о подвиге летчиков, спасших арктическую экспедицию
Текст: Ксения Рютина , Фото: из архива редакции , Пятница , № 14 от 12 апреля 2019 года , #Общество
Полярники дрейфующей арктической научно-исследовательской станции «Северный полюс — 25». Станция работала с 16 мая 1981 года до 20 апреля 1984 года. Советские, а теперь российские дрейфующие станции обычно носят название «Северный полюс» (СП). Каждой станции присваивается порядковый номер
Полярники дрейфующей арктической научно-исследовательской станции «Северный полюс — 25». Станция работала с 16 мая 1981 года до 20 апреля 1984 года. Советские, а теперь российские дрейфующие станции обычно носят название «Северный полюс» (СП). Каждой станции присваивается порядковый номер

1984 год. Обложка знаменитого в Советском Союзе литературного журнала с повестью иркутянина Валерия Хайрюзова и его фотографией. Хайрюзов — бывший пилот. Окончив в 1964 году Бугурусланское летное училище, вернулся на родину в Иркутск и летал на Ан-2, Ил-14, Ан-26. В 1970-м Валерий Хайрюзов окончил отделение журналистики Иркутского госуниверситета. Так летчик стал журналистом и писателем. А теперь и режиссером: в феврале этого года Валерий Николаевич снял документальный фильм «Полет в черное безмолвие»
1984 год. Обложка знаменитого в Советском Союзе литературного журнала с повестью иркутянина Валерия Хайрюзова и его фотографией. Хайрюзов — бывший пилот. Окончив в 1964 году Бугурусланское летное училище, вернулся на родину в Иркутск и летал на Ан-2, Ил-14, Ан-26. В 1970-м Валерий Хайрюзов окончил отделение журналистики Иркутского госуниверситета. Так летчик стал журналистом и писателем. А теперь и режиссером: в феврале этого года Валерий Николаевич снял документальный фильм «Полет в черное безмолвие»

«Cтрана ледяного ужаса» — так называл Арктику норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен. В 1983 году там в беду попали 19 работников советской дрейфующей арктической станции «Северный полюс — 25». В декабре, накануне Нового года, в условиях полярной ночи началось торошение льдины, которая во время дрейфа оказалась в районе полюса недоступности, канадского сектора Арктики, откололась взлетно-посадочная полоса. А по недосмотру Росгидромета топливо и продукты не были вовремя доставлены полярникам...

В феврале этого года вышел в свет документальный фильм «Полет в черное безмолвие», режиссером которого выступил почетный гражданина Иркутска Валерий Хайрюзов. Лента с интригующим названием рассказывает об операции по спасению арктической дрейфующей станции «Северный полюс — 25».

По словам режиссера Валерия Хайрюзова, в помощи терпевшим бедствие полярникам отказали подводники, Министерство обороны, военно-транспортная авиация. Надежда оставалась только на гражданскую авиацию. Руководителем по спасению СП-25 был назначен начальник управления летной службы МГА СССР Жорж Константинович Шишкин. Более 15 лет он жил и летал в Заполярье и был одним из немногих пилотов, побывавших над Северным и Южным полюсами земного шара.

Жоржу Шишкину и его команде предстояло выполнить сложнейшую операцию — сбросить груз на крохотную площадку размером 300 на 100 метров с предельно малой высоты в абсолютной темноте. Самолет пролетает такой крошечный по авиационным меркам участок за считанные секунды.

Предстояло сориентироваться по плошкам, в которых горела солярка, и по костру. Чтобы груз не плюхнулся в воду, нужно было учесть такие факторы, как направление и скорость ветра, размер льдины. И в то же время, пилотируя самолет по приборам, не проморгать высоту, не зацепиться крылом за 30-метровые торосы. При открытых люках и дверях переставали работать все приборы, летчикам приходилось ориентироваться только по оборотам двигателей. И, как итог, благодаря слаженности в работе и высокому профессиональному мастерству экипажа задание было выполнено, весь груз лег точно в цель — на льдину к полярникам. Благодаря подвигу, совершенному экипажем крылатого грузовика, исследователи, дрейфовавшие на двадцать пятой полярной станции, получили продовольствие, горючее, посылки, письма и подарок от летчиков к Новому году — две пушистые елки.

По словам Валерия Хайрюзова, экипаж самолета осуществил уникальную операцию, равной которой не было за всю историю мировой авиации.

— В Москве пилотов встретили, конечно, не как челюскинцев, — подводит итог Валерий Хайрюзов. — Сдав документацию, они сели в автобусы и разъехались по домам. Да, собственно, они и не требовали почестей и наград. Экипаж сделал все что мог — и даже немножко больше. На остановке они постояли, обнялись — и расстались.

Пилот Жорж Шишкин и начальник СП-25 Герман Лебедев друг друга знали лишь по радиопереговорам. Лично они познакомились через 15 лет совершенно случайно, на празднике полярников. А второй раз встретились совсем недавно — в Питере на съемках фильма Валерия Хайрюзова. Свидетели этого события заметили, что на глаза двух мужественных людей навернулись слезы. Ну да кто их за это может сейчас упрекнуть?