Полет в черное безмолвие

Почетный гражданин Иркутска Валерий Хайрюзов снял фильм о подвиге летчиков, спасших арктическую экспедицию

В феврале этого года вышел в свет документальный фильм «Полет в черное безмолвие», режиссером которого выступил почетный гражданина Иркутска Валерий Хайрюзов. Лента с интригующим названием рассказывает об операции по спасению арктической станции СП-25.

Вначале фильм погружает зрителя в историю освоения «страны ледяного ужаса» — именно так называл Арктику норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен. Исследовать эту страну отправлялись отважные люди; кто-то возвращался домой, кого-то приходилось спасать, кто-то бесследно пропадал.

В 1983-м в беду попали 19 работников дрейфующей арктической станции СП-25. В декабре, накануне Нового года, в условиях полярной ночи началось торошение льдины, которая во время дрейфа оказалась в районе полюса недоступности, канадского сектора Арктики, откололась взлетно-посадочная полоса. А по недосмотру Росгидромета топливо и продукты не были вовремя доставлены полярникам...

По словам режиссера Валерия Хайрюзова, в помощи терпевшим бедствие полярникам отказали подводники, Министерство обороны, военно-транспортная авиация. Надежда оставалась только на гражданскую авиацию. Руководителем по спасению СП-25 был назначен начальник управления летной службы МГА СССР Жорж Константинович Шишкин. Более 15 лет он жил и летал в Заполярье и был одним из немногих пилотов, побывавших над Северным и Южным полюсами земного шара. Жоржу Шишкину и его команде предстояло выполнить сложнейшую операцию — сбросить груз на крохотную площадку размером 300 на 100 метров с предельно малой высоты в абсолютной темноте. Самолет пролетает такой крошечный по авиационным меркам участок за считанные секунды.

— Нам ведь предстояло найти вас в полной темноте, — сказал Жорж Шишкин Герману Лебедеву, начальнику СП-25, когда спустя много лет они встретились в Петербурге во время съемок. — Мы понимали, что времени у нас нет, и экипаж буквально за считанные дни провел подготовку и необходимую тренировку перед полетом…

Предстояло сориентироваться по плошкам, в которых горела солярка, и по костру. Чтобы груз не плюхнулся в воду, нужно было учесть такие факторы, как направление и скорость ветра, размер льдины. И в то же время, пилотируя самолет по приборам, не проморгать высоту, не зацепиться крылом за 30-метровые торосы. При открытых люках и дверях переставали работать все приборы, летчикам приходилось ориентироваться только по оборотам двигателей. И, как итог, благодаря слаженности в работе и высокому профессиональному мастерству экипажа задание было выполнено, весь груз лег точно в цель — на льдину к полярникам. Благодаря подвигу, совершенному экипажем крылатого грузовика, исследователи, дрейфовавшие на двадцать пятой полярной станции, получили продовольствие, горючее, посылки, письма и подарок от летчиков к Новому году — две пушистые елки.

По словам Валерия Хайрюзова, экипаж самолета осуществил уникальную операцию, равной которой не было за всю историю мировой авиации.

Справка «СМ Номер один»

В своем фильме «Полет в черное безмолвие» режиссер Валерий Хайрюзов рассказывает о том, с чем хорошо знаком сам. Он бывший пилот. Окончив в 1964 году Бугурусланское летное училище, вернулся на родину в Иркутск и летал на Ан­2, Ил­14, Ан­26. В 1970­м Валерий Хайрюзов окончил отделение журналистики Иркутского госуниверситета. Так летчик стал журналистом, а затем и писателем. В основу художественных произведений писателя заложены подлинные факты из его летной биографии.

Много лет назад Валерий Хайрюзов переехал в Москву, но каждый год навещает свою малую родину. С Иркутском связаны его творческие проекты, среди которых съемки цикла фильмов об известных иркутянах.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments