Пока могилы безымянны…

Аэродром Белая во время войны жил в напряженном ритме 

Для России военная угроза с Востока была всегда. Позже и СССР принял ее «по наследству». Еще в декабре 1929 года И.В.Сталин заявил: «Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут!..» Тогда в стране развернулось массовое строительство. За Уралом быстро поднялись авиазаводы: Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Арсеньев, Комсомольск-на-Амуре…

По всему неспокойному юго-восточному рубежу протянулась цепь военных аэродромов. Особенно густо их было в Приморье. В Иркутской области таких построили три: в Усть-Орде (вспомогательный), на 39-м имени Сталина авиазаводе (испытательный) и за Усольем — близ реки Белой (учебно-тренировочный). К сожалению, усольские краеведы не имеют информации о работе аэродрома во время Великой Отечественной войны. Восполним этот пробел…

Выпущенные Иркутским авиазаводом самолеты СБ, Ил-4, Пе-2, Пе-3бис и Ер-2 после облета испытателями разбирали и отправляли на фронт по железной дороге. Это было вначале, но со временем от такой транспортировки отказались: долго, трудоемко и дорого. Тогда самолеты стали доставлять на Белую, куда за ними прибывали фронтовые летчики. Два полка, которые базировались здесь с лета 1941 года, обучали их пилотированию, стрельбе и бомбометанию. Облетав свои машины, экипажи на них отправлялись воевать.

Аэродром жил в напряженном ритме. Увы, не обошлось и без трагедий. Долгое время о них ничего не было известно. Теперь же архивы открыли нам некоторые подробности и имена…

2 декабря 1941 г. Белая. Самолет СБ в наборе высоты потерял горизонт, перешел в снижение и врезался в землю:

— пилот, сержант Коваленко Дмитрий Петрович, 1920 года рождения, жив;

— стрелок-бомбардир, сержант Вощинкин Иван Тихонович, 1918 г. р., погиб;

— стрелок-радист, сержант Артамонов Владимир Георгиевич, 1917 г. р., ранен.

4 января 1942 г. Аэродром Усть-Орда. Самолет Пе-2 из-за ошибки летчика при взлете потерял скорость, перешел в пикирование и врезался в землю:

— пилот, младший лейтенант Шуриков Михаил Константинович, и штурман, младший лейтенант Федоренко Ф.М., погибли.

14 марта 1942 г. Северный аэродром станции Белой. Самолет Пе-2 выпуска 28.02 при взлете врезался в снег, скапотировал:

— летчик, младший лейтенант Хлынов Петр Андреевич, ранен,

— стрелок-бомбардир, сержант Гусев Михаил Игнатьевич, 1919 г. р., погиб.

20 марта 1942 г. В 50 км юго-восточнее ст. Белой, в 2 км от д. Парфеново самолет Пе-2 выпуска 19.02. при выходе из облачности из-за ошибки летчика ударился о землю. Экипаж погиб:

— летчик сержант Рябцев Николай Алексеевич, 1920 г. р.;

— стрелок-бомбардир сержант Костин Николай Васильевич, 1921 г. р.;

— стрелок-радист сержант Ткаченко Михаил Авраамович (Абрамович), 1918 г. р.

2 апреля 1942 г. Район ст. Мальта. Самолет Пе-2 (выпуск — март). Перегон из Белой в Энгельс, группа капитана Малиновского. При заходе на посадку во время третьего разворота самолет резко вошел в левый крен. Летчик сорвал фонарь и выпрыгнул с парашютом. Неуправляемый самолет с пикированием врезался в землю и сгорел:

— пилот, младший лейтенант Черятников Виктор Ананьевич, спасся;

— стрелок-бомбардир Русин Н.А. и стрелок-радист Субботин С.Я. погибли.

15 апреля 1942 г. на границе аэродрома Белая самолет Пе-2 выпуска 5.03 во время взлета дал просадку, задел землю и скапотировал:

— пилот старший сержант Мазяев Петр Фадеевич, 1918 г. р.,

— штурман Данилюк (погибли или ранены — не указано. — Прим. М.Д.).

30 мая 1942 г. в районе Северного аэродрома ст. Белой самолет Пе-2 (выпуск 5.04 завода № 39) из-за ошибки летчика сорвался в штопор и врезался в землю. Экипаж погиб:

— пилот младший лейтенант Хорьков Александр Петрович, 1918 г. р.;

— стрелок-бомбардир лейтенант Трощев Павел Иванович, 1915 г. р.,

— стрелок-радист сержант Халимоненко Валентин Ефимович.

11 июня 1942 г. близ д. Заморской, в 30 км западнее аэродрома Белая. Самолет СБ. Экипаж:

— пилот сержант Иванников Михаил Серафимович, 1922 г. р.;

— стрелок-бомбардир сержант Воскресов Виктор Григорьевич, 29.09.1922 г. р.;

— стрелок-радист сержант Кононов Федор Васильевич, 1918 г. р. (погибли или ранены — не указано. — Прим. М.Д.).

23 июля 1942 г. в районе полигона, в 7 км западнее деревни Тайтурки. Самолет Пе-2 № 2708 (завод 

№ 39). Под самолетом взорвалась бомба, он врезался в реку Белую и затонул. Экипаж погиб:

— пилот младший лейтенант Кузнецов Михаил Ксенофонтович;

— стрелок-бомбардир старший сержант Бельчаков Иван Иосифович;

— стрелок-радист сержант Гаврюшенко Федор Павлович.

25 июля 1942 г., аэродром Белая. Самолет Пе-2 сгорел, экипаж погиб:

— пилот младший лейтенант Дзгоев Андрей Кильцикоевич, 12.12.1916 г. р.;

— стрелок-бомбардир старший сержант Щеголихин Юрий Иванович;

— стрелок-радист сержант Киселев Валентин Иванович.

16 августа 1942 г. Место неизвестно. Самолет Пе-2 из-за отказа рулей глубины упал и сгорел. Экипаж погиб:

— летчик капитан Ячников;

— стрелок-бомбардир старший сержант Троцик;

— стрелок-радист сержант Цветков.

6 октября 1942 г. Полигон аэродрома Белая, пос. Могой. Самолет Пе-2 выпуска 11.08. При бомбометании две бомбы столкнулись в воздухе и взорвались. Осколками был поражен самолет, который с пикированием врезался в землю. Экипаж погиб:

— пилот лейтенант Шипицын Анатолий Петрович, 1914 г. р.;

— стрелок-бомбардир лейтенант Меньшов Александр Борисович, 1917 г. р.;

— стрелок-радист сержант Гагарин Иван Иванович, 1915 г. р.

11 ноября 1942 г. в районе аэродрома Белая. При перегоне Белая — Красноярск у самолета Пе-3-бис на взлете отказал руль высоты. Самолет потерял скорость, свалился в штопор и врезался в землю. Экипаж погиб:

— зам. командира эскадрильи старший лейтенант Барсков Виктор Иванович, 1915 г. р.;

— штурман эскадрильи старший лейтенант Хомиченко Петр Фомич;

— механик звена младший воентехник Нецветай.

14 ноября 1942 г. Полигон ст. Белая. Самолет Пе-2 выпуска 14.08 поздно вышел из пикирования, дал просадку, ударился о землю. Экипаж:

— летчик сержант Дергунов Евгений Иванович, 1921 г. р.;

— стрелок-бомбардир старший сержант Волков Василий Иванович, 1918 г. р.;

— стрелок-радист сержант Пудич Иван Иванович, 1920 г.р. (погибли или ранены — не указано. — Прим. М.Д.).

18 декабря 1942 г. Аэродром Белая. У самолета Пе-2 на пикировании оторвался правый руль поворота и разрушилось хвостовое оперение. Самолет перешел в плоский штопор и врезался в землю. Экипаж:

— летчик, старший сержант Киселев, выпрыгнул с парашютом;

— штурман (данных нет. — Прим. М.Д.) погиб…

Итак, во время Великой Отечественной войны в районе аэродрома Белая погибло более 30 летчиков (тела троих навсегда поглотила река). Старожилы утверждают, что в расположении гарнизона и аэродрома захоронений не было. Следовательно, останки этих сталинских соколов упокоены на кладбищах Тайтурки и Мальты.

Теперь вся надежда на местных школьников-поисковиков. Возможно, им удастся отыскать заброшенные могилы и в канун юбилея Победы привести их в порядок (надеюсь, районная администрация и командование современной авиабазы «Белая» окажут в этом помощь).

Что касается 12-й Особой авиагруппы — она перегоняла бомбардировщики Ил-4 (с завода Комсомольска — только их). Эти машины летчики вели вдоль Транссиба. На участке Бада (Читинская область) — Красноярск они стороной обходили Иркутск, но на полетных картах аэродром Средний (Белая) был помечен как пункт возможной посадки: здесь персонал мог заправить самолет, если нужно — отремонтировать его, пока экипаж отдыхает.

Авиагруппа была сформирована из опытных гражданских пилотов, в основном из Дальневосточного и Восточно-Сибирского управлений ГА и магистрали Москва — Иркутск. Эти профессионалы хорошо знали трассы и особенности сибирского климата. Особенность работы была еще и в том, что бомбардировщики при облете на заводе не могли испытать работу агрегатов и приборов. Это выполнялось не заводскими испытателями, а перегонщиками уже на маршруте. Информация о выявленных в длительном полете дефектах сразу же передавалась на завод.

На этом маршруте тоже были жертвы. По архивным данным нам удалось установить 9 авиакатастроф и еще примерно столько же вероятных. Кстати, встретилась и знакомая фамилия: Явлинский. Известный ныне политик в автобиографии пишет: «Брат отца, Михаил, летчик; погиб во время войны». Всего восемь слов… Может, больше ничего не знает? Что ж, поможем.

Явлинский Михаил Григорьевич (на фото), еврей, родился 12 августа 1914 года в г. Черкассы. Окончил Балашовскую школу пилотов. С мая 1935 г. — в Дальневосточном УГВФ (Хабаровск). 4 июня 1942 года с бортмехаником Шитовым Геннадием Андреевичем вылетел из Читы в Красноярск. Близ станции Онохой Забайкальской железной дороги их Ил-4 «в сложных метеоусловиях вошел в облачность, не справился со слепым полетом и с работающими моторами врезался в землю».

И припомним: в это время много севернее только-только началась доставка американских самолетов из Фэрбэнкса (Аляска) через Берингов пролив — Уэлькаль (Чукотка) — Сеймчан (Магаданская область) — Якутск — Киренск (Иркутская область) — Красноярск. А за тысячи километров отсюда израненная наша страна истекала кровью. И каждый боевой самолет нужен был как воздух, как хлеб, как бинты и патроны. А может быть, еще нужнее. И наши парни гнали самолеты на фронт…

P. S. Благодарю за помощь в подготовке материала коллегу-исследователя — подполковника авиации в запасе В.В.Филиппова (Красноярск).

Иллюстрации: 

Двухмоторный дальний бомбардировщик Ил-4 на Белой. «Автопилота на самолете нет, а по своей природе Ил-4 неустойчив, каждую секунду норовит завалиться в крен, уйти с курса, задрать или опустить нос. Нужно беспрерывно крутить штурвал, чтобы самолет летел в заданном режиме», — писал о самолете дважды Герой Советского Союза Александр Молодчий.
Двухмоторный дальний бомбардировщик Ил-4 на Белой. «Автопилота на самолете нет, а по своей природе Ил-4 неустойчив, каждую секунду норовит завалиться в крен, уйти с курса, задрать или опустить нос. Нужно беспрерывно крутить штурвал, чтобы самолет летел в заданном режиме», — писал о самолете дважды Герой Советского Союза Александр Молодчий.
Аэродромная КВ-радиостанция
Аэродромная КВ-радиостанция
Пилот 12-й ОАГ Михаил Явлинский. О нем политик Григорий Явлинский в автобиографии пишет: «Брат отца, Михаил, летчик; погиб во время войны».
Пилот 12-й ОАГ Михаил Явлинский. О нем политик Григорий Явлинский в автобиографии пишет: «Брат отца, Михаил, летчик; погиб во время войны».
baikalpress_id:  104 241