Подполковник Игорь Уткин: «Пожары одинаковыми не бывают»

Профессию пожарного принято считать одной из самых сложных в мире. Именно поэтому ремесло огнеборца традиционно считается призванием только настоящих мужчин.

В канун Дня защитника Отечества мы встретились с ярким представителем этой мужественной профессии Игорем Уткиным, подполковником внутренней службы, и. о. начальника 2-го отряда противопожарной службы Иркутска. В его послужном списке работа на пожаре в гостинице «Сибирь», ликвидация последствий катастрофы самолета «Руслан» в Иркутске II. Однако в кругу своих коллег и близких он известен не только как опытный пожарный, но и как байкер и коллекционер спасательных машин.

— Игорь Петрович, почему вы выбрали такую сложную профессию? В вашей семье уже были спасатели?

— Нет, мой папа — железнодорожник, мама — работница авиазавода. Детство проходило в поселке авиастроителей, и большая часть населения трудилась на заводе. Когда я учился в 7-м классе, нас привели на экскурсию в пожарную часть. Именно тогда я и принял решение стать пожарным. Поэтому сразу после школы отправился учиться в пожарно-техническое училище МВД (сейчас ВСИ МВД РФ. — Прим. авт.). Кстати, там же затем училась и моя сестра, но по другой специальности.

На службе сталкивался с разным. К сожалению, было немало крупных происшествий, катастроф. Особенно насыщенными в этом плане были 90-е годы: 1995 год — крупный пожар в гостинице «Сибирь», в 1997 году — падение «Руслана».

— А сейчас, в XXI веке, что-нибудь изменилось?

— Работы по-прежнему много. Существуют пожароопасные периоды: весной, в период пала травы и в период холодов, когда люди, проживающие в частном секторе, активно отапливают дома, пользуются электроприборами. Столкнулись мы еще с одной проблемой. До и после войны в Иркутске во время бурного строительства в кирпичных домах применялись горючие элементы так называемой третьей степени огнестойкости. Сейчас при тушении они создают особую сложность. В процессе горения распространение огня происходит в скрытой форме, поэтому устанавливать место возгорания и ликвидировать пожары крайне тяжело. Пример тому — то же здание гостиницы «Сибирь». Сегодня на этапе строительства применяются уже другие технологии.

В интервью меня не раз спрашивали о том, какие условия необходимы для быстрого тушения пожара. Я могу сказать одно: пожары не бывают одинаковыми. Даже если горят совершенно идентичные квартиры, в каждом случае пожар иной, постоянно приходится импровизировать. Есть много критериев, которые влияют на развитие пожара: горючее вещество, погодные условия, направление ветра и многое другое. И причины возгорания бывают совершенно разные. У нас есть такой термин, как разведка пожара. О возгорании мы начинаем узнавать с момента сообщения и пытаемся еще до прибытия к месту назначения узнать о пожаре как можно больше, для того чтобы быстрее и успешнее его потушить.

— У вас есть увлечения? Говорят, вы коллекционируете пожарные машины…

— Пока это сложно назвать коллекцией, машин немного. В основном мне их дарят. Первая машинка появилось восемь лет назад. Все они для меня по-своему ценны, но больше всего мне нравятся экспонаты времен Советского Союза. Например, в Латвии выпускались микроавтобусы РАФ, на базе которых делали штабную машину, на базе ГАЗ-24 «Волга» — оперативный автомобиль. Из всех машинок, которые у меня есть, мне доводилось работать только на одной, так называемой «буханке», или «санитарке». К 200-летию пожарной охраны Иркутска была издана коллекция значков. Она занимает у меня особое место. Одна часть ее представлена ретромашинами, а вторая — современными, той техникой, что сегодня стоит на вооружении. Я считаю, что главное не количество, а качество. Со временем, думаю, коллекция пополнится новыми экспонатами.

— Рассказывали, что вы еще и байкер…

— Что касается байкерства, то для меня это не увлечение, хобби, а прежде всего средство передвижения. Особенно в период юношества. Тогда автомобиль считался роскошью, а мотоцикл был более доступен. Сейчас отношение к тем, кто ездит на мотоцикле, иное. Их называют байкерами, но я считаю, что мы мотоциклисты. У меня были мопеды, «Минск», Иж. Довелось даже эксплуатировать мотоцикл чешского производства «Ява». Хорошая техника. Сейчас у меня мотоцикл класса «чоппер».

Правда, использую его только в свободное время, когда оно бывает. Люблю активный отдых, особенно поездки на Байкал. Пытаюсь совместить погодные условия и свободное время. К сожалению, с друзьями встретиться нечасто удается. В основном сегодня мои друзья — это коллеги. И все же главным своим увлечением я считаю работу.

Игорь Уткин: «Прежде всего я ценю в людях порядочность. Этому меня учил отец, и я стараюсь привить это своим детям».
Игорь Уткин: «Прежде всего я ценю в людях порядочность. Этому меня учил отец, и я стараюсь привить это своим детям».
Мотоцикл для Игоря Уткина не увлечение и не хобби, а средство передвижения.
Мотоцикл для Игоря Уткина не увлечение и не хобби, а средство передвижения.
Загрузка...