Подарок для Сталина

Иркутские пионеры вышивали огромные портреты «вождя народов»

В материалах под рубрикой «Единица хранения» мы рассказываем о вещах, документах, книгах, которые красноречиво свидетельствуют о своем времени и связаны судьбами иркутян. Таких вещей много в фондах иркутских музеев. Сегодня наша единица хранения — большое панно, которое иркутские пионеры вышивали, скорее всего, к юбилею Сталина. Оно хранится в запасниках Иркутского областного краеведческого музея.

Работаем в перчатках

Музейный хранитель Елена Гурова достает тяжелый сверток, снимает ткань, которой обернута редкая вещь, и на свет появляется сероватая грубая материя. Это изнанка огромного четырехметрового панно. Машинная вышивка. Иосиф Сталин в полный рост стоит на балконе и смотрит на Спасскую башню Кремля.
— Для меня вещь очень ценная — может быть, потому, что я родилась в эту эпоху.
Елена разворачивает панно. Оно изрядно выцвело, но картина и в таком неярком виде поражает воображение: настоящий портрет. Сталин как живой, а сапоги начищены и блестят. Елена действует привычно и аккуратно. На руках у нее белые перчатки. Она раскладывает экспонат и между делом посвящает дилетантов в тонкости процесса:

— В перчатках работаем. Эти вещи даже нельзя пылесосить как следует. Я музейные ткани перебираю, проветриваю, спасаю от моли. Страшны личинки — если появились, то вещь нужно в отдельное помещение изолировать.

Это панно превосходно сохранилось, хотя и нуждается в реставрации, в первую очередь в чистке.

— Реставраторы могут и цвет поднять. Вообще могут сделать чудо…

Правда, с реставраторами тканей в Иркутске туго. Есть Ольга Лось, профессионал высокого класса. Но она очень занята, а эта работа на несколько лет. Можно отвезти вещь в Институт Грабаря, где ее отреставрируют, но это уже баснословные деньги. Можно попасть в федеральную программу реставрации особо ценных вещей. Но только вот вопрос: является ли панно с изображением Сталина, изготовленное детскими руками в Иркутском дворце пионеров, особо ценным экспонатом с точки зрения федеральной комиссии? Для Иркутска оно, конечно же, безусловная ценность.

Эпоха в интерьерах

Это вышитое панно поступило на хранение в музей безо всякой легенды, то есть без истории. В журнале хранения есть запись, что единица хранения — из старых поступлений. И все.

— Видимо, так и лежала без легенды. Мы не знали, что это за вещь. А кто и как передал, не знаем до сих пор. Но волей случая была установлена ее история, — рассказывает Ирина Коренева, главный хранитель Иркутского областного краеведческого музея.

В 2003 году в музей зашел по делу иркутский художник Геннадий Семенов и увидел неожиданно знакомый для него предмет. С девяностых годов в музее экспонировалась выставка «Эпоха в интерьерах». Посетителям предоставляли возможность сфотографироваться с экспонатами. Одним из излюбленных экспонатов для фотографирования было огромное вышитое панно, изображающее «вождя народов». Особенно его любили иностранцы. А остроумные желающие вставали так, что на фото получалось, будто они здороваются со Сталиным за руку. Вот этот Сталин для художника был как родной, ибо он собственноручно вышивал его физиономию.

Семенов обрадовался — и вернулся в музей со старыми фотографиями. На этих старых фото мы видим еще одного Сталина, только на фоне ордена Отечественной войны и маленьких вышивальщиц, а также руководительницу вышивательного процесса — мать Геннадия Семенова, Агриппину Дмитриевну.

К юбилею вождя

Агриппина Дмитриевна руководила кружком художественной вышивки во Дворце пионеров, который открылся в 1938 году в бывшем особняке купца Второва. Он работал и во время войны, и в послевоенные годы.

Ученицы вышивали и на машинках, и на руках. Панно исполнено на машинке, но кое-какие детали сделаны или доработаны ручной вышивкой. Ученицы выполняли фон — Спасскую башню, а сын Агриппины Дмитриевны вышивал самого Сталина. Шили нитками мулине, а также шелком. Геннадий Семенов рассказывал, что в детские годы посещал кружок изо в том же самом Дворце пионеров. В 1947 году он поступил в Иркутское художественное училище. Вот мама и привлекла его как будущего профессионального художника.

Панно, вероятнее всего, было выполнено к 1949 году, к 70-летию «вождя народов». Геннадий Семенов рассказывал, что не помнит, как матери пришла в голову такая идея, но юбилей вождя — наиболее вероятное объяснение, тем более что одновременно вышивали два панно. Второе — Сталин на фоне ордена Отечественной войны — по окончании работы было отправлено в Москву в качестве подарка вождю. Именно к 1949 году по всей стране, от дворцов пионеров до шахт, советский народ придумывал, что бы этакое подарить Сталину к юбилею.

Подаренное панно хранилось в Музее революции. После того как Москву засыпали подарками (около 100 000), Сталин, оставив себе (по легенде) пуховую подушку и одеяло из Сибири, распорядился устроить в Музее революции выставку самых выдающихся подарков. Для них освободили 17 залов в помещении музея на улице Тверской. Панно, по сведениям наших музейщиков, выставлялось в Музее революции.

Планировалось, что для подарков откроют к 40-летию Октября отдельный музей. Но за четыре года до этого события Сталин умер. Экспозицию расформировали, раздали на хранение в Государственный исторический музей, в Музей современной истории, на ближнюю дачу в Кунцево, где отдыхал Сталин. Кое-что уехало в дом-музей в Гори, на родину Сталина. Где хранится панно из Иркутска, неизвестно.

То панно, которое увидел Семенов в экспозиции, оставалось в Иркутске, во Дворце пионеров. Оттуда ли прямиком попало оно в музей — неизвестно. Можно только предположить, что после разоблачения культа личности его за ненадобностью сняли и сдали на хранение. Или, что считают вероятным сотрудники Дворца пионеров (теперь — Дома детского и юношеского творчества), панно было снято перед реконструкцией дворца в шестидесятых. Интерьер обновили. Появились росписи, а некоторые из старых вещей, возможно, списали в музей.

Сотрудники краеведческого музея надеются, что найдутся свидетели создания этого замечательного панно и дополнят легенду.

Загрузка...