По следам легенд КБЖД

Местные жители поговаривают, что точная длина тоннеля Половинного неизвестна, замеры, которые недавно проводил некий специалист, отличаются от официальных

Вместе с «Иркутск-Космопоиском» корреспондент еженедельника «СМ Номер один» провел в тоннелях Кругобайкалки две ночи.

Во время прошлого путешествия, состоявшегося в сентябре прошлого года, на предмет аномальной активности мы исследовали один из тоннелей Кругобайкальской железной дороги — Хабартуй-3. В 1946 году там столкнулись два поезда, погибло 20 пассажиров. Так появилась легенда, что по тоннелю бродят призраки трагически погибших людей. Мы организовали ночное дежурство, но никаких признаков потустороннего не обнаружили. В прошлый раз из-за испортившейся погоды мы не дошли до другого аномального тоннеля, самого длинного на КБЖД, под названием Половинный. В конце прошлой недели было решено исследовать именно это сооружение.

В прошлую пятницу мы приехали в Листвянку и пересели на последний паром, шедший в поселок Порт Байкал — начальную точку КБЖД. От Порта предстояло идти пешком. Климат возле Байкала значительно отличался от летнего Иркутска. Мы надели шапки, теплые куртки и отправились в путь. Чтобы уложиться в намеченный маршрут, нам предстояло пройти 15 км. Через несколько километров мы остановились передохнуть на станции Хвойной. Пока рассматривали местные беседки, к нам подбежала звонкоголосая лохматая дворняга. А потом подошел Сергей, приглядывающий за расположенной здесь турбазой. Молодой человек, живущий здесь один, в определенной изоляции от всего мира, уверял нас, что ему очень повезло с рабочим местом. Он родом из Байкальска, трудился на закрытом ныне БЦБК, сейчас весь город сидит без работы.

— А я успел сюда устроиться, это очень хорошее место, — сказал Сергей. — Да и не так уж тут одиноко, скоро сезон начнется, туристы каждый день на кораблях будут подходить.

После того как мы прошли около 12 км, начало смеркаться. Чтобы пройти через тоннели, требовался фонарик. Скоро стало совсем темно, и двигаться без фонаря уже было невозможно. Когда до места лагеря, который мы предполагали разбить за тоннелем Каторжанским, оставалось совсем немного, произошел инцидент, напугавший нашу группу, но в то же время давший возможное объяснение одной из легенд КБЖД.

Многие туристы, прошедшие Кругобайкалку пешком, знают легенду о белой лошади.

Подробностей от нее немного, дескать, скрывается призрак животного в тоннелях, бродит по шпалам, стуча копытами, и набрасывается на запоздалых туристов.

Понимая, что до точки, где предстоит разбить лагерь, осталось всего ничего, мы поднажали, потому не сразу обратили внимание на послышавшийся впереди шорох веток. Остановились лишь в то мгновение, когда перед нами на железную дорогу выбежало, по ощущениям, довольно крупное животное, которое тяжело дышало и фыркало. Свет слабого фонарика не мог пробить темноту и позволить разглядеть, кто именно преградил нам путь. Мы замерли. Первая мысль, которая пронеслась у всех трех участников экспедиции, — большая собака. Вторая мысль — медведь. В следующее мгновение животное очнулось от оцепенения, и мы услышали удаляющийся звук, похожий на цокот копыт. Явственно запахло навозом. «Козел, скорее всего дикий», — пронеслась успокоительная мысль.

Через несколько метров нам снова пришлось остановиться. Слева со скалы послышался громкий шум и посыпались булыжники.

Невидимый козел штурмовал гору.

В ту ночь мы дежурили в тоннеле Каторжанском, названном в честь существовавшего здесь в начале века поселка, где жили строители КБЖД, сплошь каторжане. Дежурство прошло в тишине, которую не нарушил ни один посторонний звук.

На следующий день по пути до тоннеля Половинного мы не раз замечали, как со скал срывались камни. А приглядевшись к вершине одной из сопок, увидели, как по ней лихо скачут дикие парнокопытные. Сфотографировав зверей, мы смогли разглядеть поближе их тонкие длинные ноги, изящные шеи, характерное белое пятнышко сзади и пришли к выводу, что это маленькие олени — косули сибирские. После того как мы вернулись в Иркутск и отправили фотографию в Прибайкальский национальный парк, специалисты подтвердили наше предположение.

Кстати говоря, нам очень повезло встретить косулю на Олхинском плато (территория, прилегающая к КБЖД), а уж тем более на железнодорожных путях — большая редкость. Косуль, которых еще называют дикими козами, уничтожают браконьеры. Возможно, именно благодаря косулям и воображению туристов родилась легенда о белой лошади.

Далее нам предстояло преодолеть 20 км до тоннеля Половинного — самого длинного на КБЖД, протяженностью 778 метров. С этим объектом связана следующая легенда. Тоннель запроектировал итальянский инженер по имени Джузеппе. Рабочие пробивали мыс Половинный с двух сторон, идя навстречу друг другу, но в назначенный час тоннели не сошлись. Прошло две недели, но долгожданного соединения не происходило.

Измучившийся инженер выстрелил себе в висок.

Самоубийство он совершил утром, а вечером тоннели сошлись. С тех пор призрак Джузеппе бродит по тоннелю, постукивает путевым молотком по рельсам и пугает туристов. Находились очевидцы, которые слышали в тоннеле итальянскую речь, стук, звук шагов, отчаянный крик.

Исторических подтверждений этой легенды мы не обнаружили, однако, как свидетельствуют хроники строительства КБЖД, Половинный действительно пробивался с большими сложностями. Изыскатели не учли некоторые геологические факторы, из-за чего тоннель приходилось удлинять, устанавливать дополнительные крепи. Среди подрядчиков тоннеля действительно был итальянский подданный, только звали его Джованни Карло Андреолетти. Данными о его трагической гибели ученые, изучившие историю строительства КБЖД, не располагают.

Прибыв на место, мы обнаружили, что к Половинному примыкает маленький поселок с одноименным названием. Здесь живут две молодые семьи железнодорожников и старожилы — две бабушки и один дедушка. Вот и весь поселок. Продукты местные жители покупают раз в месяц, с зарплаты и пенсии, затариваются большими кулями.

— Как же вы без магазинов? А если мороженого захочется? — спросили мы.

— Ладно мороженого, вот если хлеб соберешься постряпать — хвать, а мука закончилась, вот это проблема, — посетовали местные.

Жители Половинного, увидев, что мы собираемся ночевать в палатке на продуваемом ветрами берегу Байкала, предложили нам живой воды — так здесь называют самогонку. Однако во время экспедиции строго соблюдается сухой закон, так что от предложения мы отказались. Возле тоннеля Половинного, представляющего собой идеально прямую линию, светил яркий фонарь. Местные жители уверенно заявили, что данное сооружение — место тишайшее. Благодаря всем этим факторам в тоннель после 12 ночи мы вошли без всякой опаски. О комфортном дежурстве можно было и не мечтать — в каменную полость врывался ледяной ветер. Озябнув и ничего не обнаружив, мы отправились в лагерь отогреваться в спальниках.

Иллюстрации: 

Пока не начался активный туристический сезон, косули выходят подкормиться к самой железной дороге.
Пока не начался активный туристический сезон, косули выходят подкормиться к самой железной дороге.
Помимо косуль на КЖБД можно встретить массу добрейших домашних животных.
Помимо косуль на КЖБД можно встретить массу добрейших домашних животных.
baikalpress_id:  93 636