Песочные мультфильмы Екатерины Костюминской

Иркутянка Екатерина Костюминская после рождения детей решила уйти с престижного места в госслужбе и посвятить себя необычному творчеству.

Одной из первых в Иркутске она начала заниматься песочной анимацией — делать мультфильмы из песка. Как оказалось, неожиданный поворот в судьбе не стал ошибкой — работы Екатерины пользуются большой популярностью на городских праздниках, свадьбах и юбилеях. Ведь живые картины создаются прямо на глазах у зрителей.

Долгое время Екатерина была далека от художественного мира. Рисовать нигде не училась, по образованию она преподаватель иностранных языков. До песочного творчества работала в лингвистическом университете, преподавала японский язык.

После рождения двух малышей, как это часто бывает, произошла переоценка ценностей, захотелось заняться чем-то новым, неизведанным. К тому же супруг Екатерины, человек очень креативный, главный генератор идей в семье, увидел, как в соседних сибирских городах художники осваивают новое направление — песочную анимацию. Затем один из знакомых предложил семейной паре купить бизнес по проведению песочных шоу.

— Честно говоря, я до сих пор не привыкла к своей профессии. Раньше у меня был определенный статус в обществе — преподаватель иностранного языка, достаточно уважаемая работа. А когда я решила уйти, это в вузе восприняли очень странно. Никто не понимал, зачем я это делаю. Иногда даже бывает стыдно, когда дети приходят с детского сада и рассказывают, что на вопрос «Кем работает твоя мама?» они толком не могут ничего сказать. Обычно говорят: «Мама работает песочным шоу». Звучит забавно, никто из ребятишек и воспитателей, наверно, не понимает, что это такое, — говорит Екатерина.

Сначала новое дело показалось ей слишком сложным. Рисовать ей всегда нравилось, но, посмотрев ролики в Интернете, узнав технологические особенности песочной анимации, Екатерина подумала, что не справится.

— Вначале у меня вообще ничего не получалось. Я постоянно ревела, была в отчаянии. Но потом появились люди, которые в меня поверили. Они стали первыми заказчиками и партнерами. Я познакомилась с замечательным аккордеонистом Александром Чудновским, и он предложил выступить на его юбилейном концерте в филармонии. А первым заказом стало песочное шоу на свадьбе — нужно было при помощи анимации рассказать историю молодоженов. Постепенно у меня стали появляться и навыки, и уверенность в себе.

Кто хоть раз видел песочное шоу, поймет, что, однажды соприкоснувшись с этим искусством, уже сложно его бросить, тем более если освоены первые азы профессии.

Сам по себе процесс невероятно красив. Сюжеты плавно сменяют друг друга под инструментальную музыку, песочные картины словно оживают. Это и свободный творческий полет, и постоянная импровизация. Она способна надолго вдохновить любого художника. Главное в этом деле — не потерять душевный порыв, когда занимаешься технической рутиной. Ведь только на первый взгляд искусство рисования песком кажется простым и незатейливым, на практике же художник-аниматор сталкивается с массой сложностей и технических проблем.

По словам Екатерины, для того чтобы заниматься песочной анимацией, надо быть очень терпеливым, а главное, выносливым и сильным. Нужно много оборудования: проектор, экран, специальный стол с подсветкой, кинокамера. Вся техника тяжелая и громоздкая.

Первый комплект, сделанный по заказу в Америке, обошелся ей в 200 тысяч рублей. Сейчас она заказывает все в Москве, и парку оборудования ее студии может позавидовать любой диджей.

Второй момент — песок. К нему у художника-аниматора особые требования. Все-таки это главный инструмент, как кисть или карандаш.

— Рисовать можно любым песком. Хотя вначале я думала, что все дело в каком-то волшебном песке. А оказалось — в умении, — говорит Екатерина. — Я собираю песок везде, где его вижу. Вот недавно привезла из Камбоджи полчемодана песка. Привожу с Байкала, Аршана, отовсюду. Песок мелко просеиваю, мою и прокаливаю в духовке. Храню его в офисе на полке, там у меня примерно 12 контейнеров с песком. Для одного шоу нужен 1 килограмм. Песок у меня разного цвета, разной текстуры. Бывает совсем белый, который дает очень красивые тени, а бывает брутальный песок. В общем, у каждого песка свое настроение, своя энергетика. Например, на свадьбах я всегда рисую только белым.

А еще песочная анимация — это, пожалуй, самое непредсказуемое искусство. В работе часто приходится импровизировать, а казусов и смешных случаев так много, что аниматор ощущает себя цирковым артистом, готовым к любой реакции публики. Например, когда Екатерина рисует вместе с пятилетними малышами, они не понимают, что происходит; думают, что это не картина, а песочница, и начинают играть песком: нагребать кучи, строить домики. Могут взять песок в рот или насыпать на пол. Неудивительно, что после детских выступлений художница обнаруживает песок везде: в сумке, карманах, туфлях.

— Забавных ситуаций, конечно, бывает много. Однажды, помню, на свадьбе был момент в конце шоу, когда мы с невестой решили нарисовать историю. Придумали сюжет. Стоим, рисуем, звучит музыка. Но гости вдруг начали смеяться. Оказалось, что папа невесты стоит рядом, вошел в раж и водит руками в воздухе, как будто рисует, а потом подошел к нам и начал с нами рисовать. Но так как мы уже продумали весь сюжет, все действия, то, естественно, он стал нам мешать. Невеста ему говорит: «Папа, не мешай!», а он не унимается, ему тоже захотелось попробовать.

Сегодня Екатерину Костюминскую приглашают на большие городские праздники, ее шоу заказывают на юбилеи крупные предприятия.

Например, в прошлом году она выступала на празднике в честь открытия Аллеи славы около Вечного огня. Для открытия был придуман красивый торжественный спектакль, Иркутский губернаторский симфонический оркестр играл «Аллилуйю любви», дети показывали танцевальную композицию. Все участники были одеты в белое.

— Люди говорили, что я словно частью оркестра была. Как будто я тоже играла, а песочные картины были еще одним инструментом в общей музыкальной композиции, — вспоминает Екатерина.

Другой интересной работой стало создание клипа в стиле песочной анимации для песни известного иркутского журналиста и исполнителя авторских песен Андрея Фомина «Тропинка». Съемка двухминутного клипа длилась около 4 часов. Процесс был очень трудоемкий, нужно было сделать множество дублей. Зато получился настоящий мультфильм. Вообще, заказы сделать клип или ролик в виде песочной анимации Екатерина получает достаточно часто. Но, пожалуй, самым интересным опытом для художницы стало сотрудничество с японскими кинематографистами. Правда, здесь Екатерина выступила в несколько новом жанре: одновременно и как участница — актриса документального фильма, и как художник песочной анимации.

— Я очень люблю Японию и знаю, что там с радостью воспринимают любое необычное искусство. Мечтаю выступить там с песочным шоу. Когда я узнала, что японские кинематографисты снимают фильм «Долгая дорога домой» и ищут девушку с Байкала, которая знает японский язык, без раздумий решила участвовать в отборочном конкурсе. В итоге меня выбрали для этой роли. Суть фильма в следующем: человек из России, русская девушка из Иркутска, имея небольшую сумму, должна добраться до Японии, а житель Японии, тоже имея очень мало денег, — до Байкала. В пути его подстерегают разные сложности, форс-мажорные ситуации. И тут нужно уметь находить нестандартные решения, чего не занимать русскому человеку. В завершение съемок авторы фильма попросили меня здесь, в Иркутске, нарисовать в жанре песочной анимации все мои впечатления, которые я получила во время поездки, — говорит художница.

Опыт был интересным. Екатерина справилась с задачей намного быстрее и лучше, чем японец.

К тому же завязались нужные связи, которые, возможно, помогут ей в организации выступлений в Японии. Впрочем, сейчас для нее главное — работа в Иркутске, ведь песочная анимация позволяет дарить так много радости и взрослым, и детям.

— Мне нравится, что это живое выступление, связанное с человеческими эмоциями. И все они очень добрые. Больше всего мне нравится радовать людей, поднимать им настроение. По-моему, это самое лучшее в моем творчестве. Так что я стремлюсь рисовать все лучше и лучше и хочу, чтобы мое искусство всегда приносило только радость.

Кто хоть раз видел песочное шоу, поймет, что, однажды соприкоснувшись с этим искусством, уже сложно его бросить, тем более если освоены первые азы профессии.
Кто хоть раз видел песочное шоу, поймет, что, однажды соприкоснувшись с этим искусством, уже сложно его бросить, тем более если освоены первые азы профессии.
Сейчас главное для Екатерины — работа в Иркутске, ведь песочная анимация позволяет дарить так много радости и взрослым, и детям.
Сейчас главное для Екатерины — работа в Иркутске, ведь песочная анимация позволяет дарить так много радости и взрослым, и детям.
Загрузка...