Первый в истории Приангарья дацан возрождается

Первый дацан в Приангарье открылся 200 лет назад, в 1814 году.

Немногие знают, что это было в улусе Аларь. Родоначальником ламаизма среди аларских бурят был Василий Баймин, основатель большого и сильного рода Баторовых. Этот род происходит из династии тайшей, которые управляли аларскими хонгодорами. Среди них — Петр Павлович Баторов, правнук Василия Баймина, управляющий Аларской степной думой, историк, этнограф, фольклорист, просветитель, автор свыше тридцати трудов по истории бурят.

Но вернемся к открытию дацана. В 1811 году Василий Баймин, будучи 70-летним стариком, отправился в Забайкальск к Хамбо-ламе, где принял буддизм. Домой он вернулся с ламами и священными книгами. Баймин приступил к строительству дацана. Завершить стройку удалось уже в 1814 году. Кроме основного здания было возведено несколько домов для лам. Дацан был не только религиозным, но и просветительским центром, при котором мальчики обучались монгольской, тибетской и русской грамоте. Место это было популярным у населения. Ламы лечили людей, были хорошими травниками.

В 1922 году в районе открыли еще один дацан — в Алятах. В силу исторических обстоятельств буддизму не суждено было широко распространиться в Западной Бурятии. Новая власть — диктатура пролетариата — повела решительную борьбу с религией. В итоге дацаны были закрыты, но тем не менее буддизм успел оставить заметный след в истории и культуре западных бурят.

Накануне Первой мировой войны в Аларском дацане в торжественной обстановке отмечали столетие первого буддийского храма. На вековой юбилей дацана приезжал глава духовенства буддистов России Хамбо-лама со свитой. У его помощника, секретаря ламаистской миссии Бадмы Тудупдоржиева, был фотоаппарат. На одной из сделанных им в этой поездке фотографий был запечатлен тайлаган, который проходил рядом с оградой Аларского дацана, где в это время проходило юбилейное богослужение.

Мирное сосуществование религий было привычным для Алари.

В самом центре Алари по соседству с дацаном действовала православная церковь. Оба храма не мешали друг другу, не отбивали и не переманивали прихожан. Священник учтиво относился к ширетую, настоятелю буддийского монастыря, а последний отвечал ему взаимной вежливостью. Этому способствовали и убеждения двух видных деятелей улуса — директора училища Даниила Манзанова, который принял православие, и головы Аларского инородческого ведомства Баторова. По старой привычке население большой Алари и окрестных улусов Баторова называло тайшой — князем. Слово тайши для многих было законом.

На 100-летнем юбилее дацана присутствовала группа монгольских юношей, приехавших со своим учителем Н.Т.Данчиновым. Уровень обучения в Алари был настолько высок, что позже Данчинов договорился с директором Аларского двуклассного училища Даниилом Манзановым, чтобы тот, как репетитор, подготовил его учеников для поступления в учебные заведения Иркутска.

Тудупдоржиев в дни юбилея успел побывать во многих уголках улуса и отмечал, что жители сохранили какое-то особое благоволение к Баторовой роще. Такое отношение к природе можно наблюдать и в наши дни. В настоящее время от Аларского дацана остался только сад, который был создан в 1894 году. На площади более гектара были высажены сосны, ели, кедры, лиственницы. В 1924—1925 гг. дацан был закрыт. Из его бревен (бывшей прачечной) построена школьная столовая, а в саду расположился детский садик. Даже дети знают, что священные деревья трогать нельзя. Каждое растение в саду оберегается особо.

— Местные жители называют этот сад ламским. Он довольно большой, огорожен. Мы стараемся поддерживать в нем порядок. Там убираются дети, которые работают от центра занятости, — говорит глава МО «Аларь» Александра Батаева. — Лама, который приезжал в Аларь, говорил, что это очень хорошо, что на территории сада гуляют маленькие дети — дошкольники. Это способствует рождаемости и в целом здоровью детей. Кстати, малышей у нас много: в садик ходит 60 человек. Плюс есть очередь.

Население Алари — более двух тысяч человек. Многие поддерживают идею восстановления дацана.

В конце июня 2008 года на старом месте был построен Субурган, на строительство которого собрали деньги жители населенных пунктов МО «Аларь», а также земляки из г. Улан-Удэ. Сейчас идет строительство основного здания.

— Надеемся в этом году завершить все работы. Дацан возводится на месте сгоревших яслей, — говорит Александра Батаева. — Праздновать двухсотлетие планируем уже в новом, возродившемся здании.

Дацан возрождается не только в Алари. В Кутулике рядом с небольшим дуганом возведут трехэтажное здание.

— На днях завезли стройматериалы. Первый и второй этажи будут из бетона, третий — из дерева. В нем будет оказываться помощь людям: будет возможность заказать обряды, узнать астрологический прогноз, — говорит Алдар Долгоржапов, настоятель дацана в Кутулике. — Какого-то крупного спонсора нет, все работы осуществляем только на народные средства. Помочь обещало правительство области. Хорошо, если бы средства нашлись в ближайшее время. Тогда мы могли бы пустить часть средств на празднование двухсотлетия Аларского дацана, провести большой праздник летом, привлечь много гостей. В противном случае придется перенести праздник на позднюю осень, что значительно уменьшит масштаб мероприятия.

Иллюстрации: 

baikalpress_id:  91 521