Первым делом — самолеты

Технологии иркутских авиастроителей признаны лучшими на всероссийском конкурсе «Авиастроитель года»

Иркутский авиационный завод — филиал ПАО «Корпорация «Иркут» — совместно с Иркутским национальным исследовательским техническим университетом занял 1-е место в номинации «Лучший инновационный проект» конкурса «Авиастроитель года».

Высокой оценки жюри удостоен проект «Разработка и внедрение комплекса высокоэффективных технологий проектирования, конструкторско-технологической подготовки и изготовления самолета МС-21». Созданные в рамках проекта технологии предназначены для производства пассажирского самолета МС-21.

О масштабах конкурса говорит хотя бы один факт: было рассмотрено свыше 100 работ предприятий, организаций и творческих коллективов. Оценивали проекты 130 членов экспертного совета. Лауреатами и победителями конкурса стали работы 21 предприятия авиационной промышленности России.

Учредителями премии «Авиастроитель года» являются НП «Союз авиапроизводителей», ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ЗАО АКБ «НОВИКОМБАНК», АО «Вертолеты России».

— Команде ИРНИТУ, в составе которой более 60 молодых ученых, инженеров, аспирантов, приятно сознавать, что наш совместный с иркутскими авиастроителями проект отмечен экспертами самого высокого уровня, — заявил научный руководитель проекта профессор Андрей Пашков. — В прошлом году мы завершили совместную с ПАО «Корпорация «Иркут» работу в рамках постановления правительства № 218, по созданию высокоэффективных технологий проектирования, конструкторско-технологической подготовки, применяемых при изготовлении самолета МС-21. Результатом реализации проекта стали 20 новых технологий, разработанных и внедренных в производство Иркутского авиационного завода. Наша совместная с ИАЗ работа продолжается в нынешнем году по 15 направлениям, которые являются логическим продолжением предыдущих тем. Общий объем проекта составляет более 20 млн руб.

В настоящее время институт авиамашиностроения и транспорта ИРНИТУ готовит заявку для участия в конкурсном отборе научных проектов, выполняемых научными коллективами вузов. Организатор конкурса — Министерство образования и науки РФ. Свое участие в качестве промышленного партнера проекта подтвердил Иркутский авиационный завод. ИРНИТУ планирует продолжить работы по исследованию и разработке комплексных технологических процессов, включающих операции формоообразования и деформационного упрочнения деталей каркаса самолета; а также исследовать и разработать ряд новых технологических решений по механической обработке, в том числе с применением промышленного робота.

Напомним, что с 2010-го по 2015 год ИАЗ — филиал ПАО «Корпорация «Иркут» — и Иркутский технический университет дважды становились победителями федерального конкурса с общим объемом финансирования проектов 900 млн руб.

За это время сотрудники института авиамашиностроения и транспорта совместно со специалистами ИАЗ разработали специальный металлорежущий инструмент для обработки авиационных деталей, стоимость которого в 5 раз ниже по сравнению с импортными аналогами.

Также были созданы технология и комплекс оборудования для формообразования длинномерных панелей крыла самолета и обшивок сложной формы. Новый технологический комплекс внедрен на ИАЗ, и с его помощью достигнуты высокие показатели производительности и качества деталей, доказана возможность быстрого обучения персонала. Данная технология востребована на всех авиастроительных предприятиях России. В настоящее время прорабатывается вопрос о ее использовании в производстве обшивок крыла самолета Ил-76МД-90А.

Иркутские ученые-авиастроители разработали технологические рекомендации и специальный металлорежущий инструмент (сверла) для получения точных отверстий в смешанных пакетах из титановых сплавов и полимерных композиционных материалов. Этот инструмент уже используется при разделке стыка крыла самолета МС-21, включающего такие разнородные материалы, как титан и углепластик, собранные в пакете.

Кроме того, активно внедряется в производство ИАЗ технология математического моделирования процессов литья и объемной штамповки. Идет внедрение робототехнического комплекса обработки острых кромок деталей после механической обработки, что существенно повысит качество и производительность по сравнению с ручной обработкой.

Продолжаются работы по совершенствованию технологий формообразования (правки) и поверхностного упрочнения деталей каркаса самолета МС-21.