Первые страницы Библии

Иркутский художник Сергей Элоян приступил к росписи одного из самых красивых и необычных храмов Приангарья — Князе-Владимирского.

Утром храм наполнен особенной тишиной, здесь даже бахилы шуршат слишком громко. Прихожане, едва переступив порог, переходят на шепот. Слышно, как в одном из приделов льется вода, и только пламя церковных свечей подрагивает бесшумно...

— Куда? За алтарь нельзя! — мужчина, наполнявший купель водой, преградил нам путь.

— Отец Алексей благословил, а Сергей Норикович уже ждет.

— Тогда вот сюда, — казалось, мужчина мгновенно потерял к нам всякий интерес.

Высокие строительные леса непропорционально рассекают светлое пространство малого придела. Время от времени металлические ходули начинают недовольно скрипеть — наверху, под белыми сводами (от пола метров пять, не меньше), словно мастер эквилибристики, на перекладине сидит человек. Это Сергей Элоян. Время от времени он поворачивается, чтобы обмакнуть кисть в баночку, а затем припадает к стене.

Работа началась не так давно, но уже сейчас становится понятно: расписать в одиночку стены храма весьма хлопотно. Сам живописец осторожно предсказывает, что проект может занять и 10, и 20 лет, а может еще больше.

— Я даже не предполагал, что работать на высоте так тяжело физически, — признается Сергей Элоян. — Поначалу боялся даже просто ходить по лесам, все время старался за что-нибудь ухватиться, но постепенно страх прошел.

В процессе написания полотна художники обычно отходят от него на несколько метров, чтобы оценить результат, увидеть работу полностью. А вот этого как раз в храме пока сделать нельзя — вид целостной картины загораживают леса.

По отдельности в алтарной части можно разглядеть святых Луку, Матфея, Марка, Иоанна... Каждый — в своем образе: Матфей в образе ангела, Марк — лев, Лука — телец, Иоанн — орел. Интересно: в момент нашего визита Сергей Норикович как раз работал над образом апостола Луки, которой считается покровителем врачей и живописцев. По преданию, апостол написал первую икону Пресвятой Богородицы, его кисти приписывают и Владимирскую Богоматерь, которая хранится в Третьяковской галерее. В центре композиции — небо и десница Божия. Художник поясняет, что, по церковным канонам, изображать Бога в телесном обличье нельзя, поскольку его никто не видел. Конечный вариант этой части росписи в сравнении с эскизом претерпел небольшие изменения, например небосклон наполнился множеством сияющих звездочек.

— Строго-настрого я не придерживаюсь эскизных рисунков, вношу что-то новое, — говорит Сергей Норикович. — Для переноса изображений с наброска на стены, например, существует масса способов, но я предпочитаю рисовать от руки, без кальки и построения сложных сеток. Мой выбор остановился на красках немецкой фирмы Remers, поскольку они отлично зарекомендовали себя при росписи нескольких иркутских храмов. Мне нравится работать с этим материалом — краски неяркие, приятных оттенков, однако некоторые детали все же будут прорабатываться более насыщенными цветами. Сейчас решается вопрос об оплате работ над витражами, их изготовлением займутся молодые художницы, выпускницы Иркутского технического университета. Тогда вот эта часть храма кардинально преобразится: ее будет заполнять теплый свет витражей-икон; кстати, ничего подобного в церквах вы не увидите. Как и не найдете фарфорового иконостаса, над которым работают мастера из Петербурга. Я пока справляюсь с работой, но вскоре планирую поручить базовую роспись объемных форм помощникам, сам же буду заниматься кропотливой детальной прорисовкой.

Когда материал готовился к печати, стало известно, что заслуженный художник России Сергей Элоян стал одним из семи обладателей авторских премий губернатора Иркутской области за достижения в сфере культуры и искусства в 2013 году. Цикл иллюстраций к подарочному изданию повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой», созданный художником, признан лучшим по направлению «Произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства».

Поздравляем!

Анастасия Слепнева. Фото автора

Когда идут службы, обряды венчания и крещения, прихожане не подозревают о громадной работе, начатой в одном из приделов

Внешне Князе-Владимирская церковь полностью поменяла свой облик

Сергей Элоян: «Говорят, роспись в храме — это библия для тех, кто не умеет читать»

Разглядеть роспись целиком мешают леса. Справа — настоятель храма отец Алексей

baikalpress_id:  142