Педагоги хотят конкретики

Учителям из Эхирит-Булагатского района предстоит стать первопроходцами в школьном аграрном образовании

Ввести новую образовательную программу задумали в министерстве сельского хозяйства Иркутской области. Цель — сделать так, чтобы дети, полюбившие работу на земле, строили свою взрослую жизнь в сельской местности. Идея хорошая, но как добиться этого на практике, пока непонятно. Через пару недель начнется новый учебный год, а конкретных разработок на руках у авторов еще нет. Первопроходцами в обучении должны стать учебные заведения Эхирит-Булагатского района. На прошлой неделе представители министерства встретились с директорами школ и детских садов района, чтобы выслушать их предложения по данному вопросу.

В четверг, 4 августа, совещание прошло на базе тугутуйской школы. В село приехал заместитель министра сельского хозяйства области Юрий Бажанов, собрались представители учебных заведений района и крупных сельхозпредприятий.

Открыв совещание, Юрий Семенович призвал всех к конструктивному диалогу:

— Нам нужно действовать сообща, мы с вами находимся в одной лодке. Ваш район был выбран в качестве первооткрывателя, потому что мы увидели от вас ответную реакцию, поверили, что здесь можно реализовать проект. Нам нужно сейчас готовить себе замену, не упустить момент. Идею агрообразования поддерживает губернатор. Отмечу, что те хозяйства, которые участвуют в проекте, будут в первую очередь получать поддержку от государства. Я жду ваших предложений, — обратился к людям Юрий Бажанов.

Однако присутствовавшие на диалог идти не спешили. В зале повисло тяжелое молчание, нарушить которое решился директор ФГУП «Элита» Василий Федин.

— Мы, как сельхозпредприятие, готовы оказывать всяческую поддержку. Но как это будет выглядеть на практике? Согласно правилам охраны труда, я не могу допускать к технике школьников. Кто будет за них ответственным? Нужен конкретный специалист, учитель, который будет приходить с детьми, — обратился к приехавшему начальству Василий Васильевич.

После слов Федина, как будто дождавшись разрешения высказать свое мнение, выступить решились многие.

— До начала занятий осталось буквально полмесяца. Что давать детям, по каким программам, по какой литературе с ними заниматься? — задала вопрос руководитель пришкольного участка харатской школы.

— Мы в школе учим вождению на тракторах. Такие курсы сохранились только у нас и в одной из школ Осинского района. Имеем лицензию, полигон, тракторы, и то постоянно приходят с различными проверками. Чтобы ввести такое обучение, нужно предусмотреть все нюансы по документам. Долго думать о том, как это будет выглядеть, не нужно. Главное — это ввести в штат педагога по производственному труду, чтобы за это отвечал конкретный человек, — внес предложения Сергей Коваленков, директор харатской школы.

— Мы работаем не сами по себе. Есть федеральная программа, есть программа дополнительного обучения. Агрообразование во ФГОС не входит, оно будет проходить как дополнительное. Значит, нужно получить согласие  каждого родителя. Предстоит агитационная работа, чтобы родители поняли, что это необходимо их детям. Сейчас в деревнях идет большое расслоение. Около 30 процентов детей имеют особенности развития. Многие семьи получают пенсии по 60—80 тысяч и не считают нужным работать. А дети тружеников и так знают, с какой стороны подойти к корове. Я так понимаю, что много внимания планируется уделить обучению механизаторов, но ведь сельское хозяйство к этому не сводится. Решать, как учить, нужно по каждой конкретной школе. Потому что не во всех селах есть хозяйства, куда можно отправить на практику, — говорит Валентина Никольская, директор школы села Тугутуй.

Представители школ попросили прислать представителя министерства образования, чтобы выяснить, что по этой теме думает их непосредственное руководство. Также предстоит решить вопрос финансирования и удостовериться в том, что люди, которые будут заниматься с детьми, станут делать это не из альтруистических побуждений, а системно, получая за свою работу заработную плату.

— Кому-то нужно в селе оставаться. Дети должны знать, чем отличаются виды зерна, нюансы вспашки, посева. Идея неплохая, но пока ничего не решено, — подвел итог выступлений Василий Федин.

Вопросов было задано много. К сожалению, в этот день на встрече отсутствовал идеолог проекта, первый заместитель министра сельского хозяйства области Александр Кириленко. Он обещал приехать в район и встретиться с педагогами, которых по понятным причинам волнуют совершенно конкретные проблемы, в ближайшее время. Подводя итоги встречи, Юрий Бажанов сказал:

— Те, кто хочет, ищут возможности; кто не хочет — причины. Процесс внедрения агробизнесобразования все равно будет идти. Это веление времени. Китайцы уже просят у нас экологически чистые продукты. Мы должны отстаивать свое село. В городе наших детей никто не ждет. Так что мы должны вместе решить, как это сделать на практике.

Предложения педагогов из каждого муниципалитета будут приняты министерством уже на этой неделе.

Перед учебным годом пройдет большое совещание, на котором будут даны конкретные задачи. Наш еженедельник будет следить за развитием этой темы в Эхирит-Булагатском районе.

Иллюстрации: 

Много вопросов было задано заместителю министра сельского хозяйства области Юрию Бажанову
Много вопросов было задано заместителю министра сельского хозяйства области Юрию Бажанову