Парад автоветеранов МВД прошел в Иркутске

У здания Управления МВД России по городу Иркутску торжественное построение. В честь 25-летия этого подразделения сюда своим ходом прибыли раритетные автомобили. Некоторым из них более полувека, но заводятся они, как утверждают их владельцы, с полоборота.

Патрулировать улицы старичкам уже не доверят — скорость и мощность уже не те, чтобы гоняться за нарушителями. Зато старички сияют хромом и притягивают взгляды зевак. Сейчас мастера восстановили четырех ветеранов милицейской службы: ГАЗ-24 1979 года, «Москвич-403» 1963 года, «Москвич-400» 1950 года и ВАЗ-2101 1979 года.

— У каждой машины своя история, и о ней можно рассказывать долго, — говорит начальник ОГИБДД УМВД по Иркутску Илья Подвойный.

Вот, например, автомобиль «Москвич-400». Как ни удивительно, но с момента образования в 1936 году дорожно-патрульной службы ее оснащение транспортными средствами на первых этапах было весьма слабым. Вплоть до 50-х годов основу моторизованного парка составляли мотоциклы, да и то не все отделения могли похвастать такой техникой.

Одним из первых патрульных автомобилей в Иркутске стал «Москвич-400», который по подобию немецкого Opel Kadett K38 выпускался с 1946-го по 1954 год (потом до 1956 года выпускалась более мощная модификация 401). Двигатель объемом чуть больше литра сейчас вызывает улыбку, но тогда большего и не требовалось — по дорогам ездили в основном тихоходные грузовики и автобусы, а имевшиеся легковые автомобили обладали теми же динамическими характеристиками. Да и злостных нарушителей в те дисциплинированные времена еще особо не водилось. 

На борту этой реконструированной модели аббревиатура ОРУД, то есть отдел регулирования уличного движения, прообраз нынешней ДПС. Сотрудники ОРУДа обеспечивали безопасность и правопорядок на дорогах, в том числе в качестве регулировщиков несли службу на самых напряженных перекрестках, пока те не стали оснащаться светофорами.

Однако в реальной истории такой автомобиль не выглядел так нарядно. Точнее, не всегда мог так выглядеть. Только в 1953 году вышел приказ о специальной раскраске оперативных легковых автомобилей органов милиции, а именно в темно-синий цвет с красной полосой, и этот стандарт продержался до 1962 года. Так что представленный вариант соответствует архивному иркутскому фото 1955 года — правда, снимок черно-белый, и нельзя сравнить, насколько тогда качество краски отличалось от нынешнего, наверняка в то время машина выглядела тусклее.

Какого-то другого специального оборудования, той же сирены или проблесковых маячков, автомобили ОРУДа не имели, за исключением средств голосового оповещения. Вместо сирены тогда использовался электромеханический ревун. Сотрудники ОРУДа выполняли разные функции, в том числе занимались пропагандой безопасности движения, — на каких-то мероприятиях или прямо на улицах через этот ретранслятор велись «беседы» о необходимости соблюдения ПДД. Кроме всего прочего, именно благодаря такому рупору спецавтомобиль имел характерный вид и узнавался водителями издалека.

Подлинный иркутский автомобиль ОРУДа не сохранился (он был списан, и следы его пропали), для воссоздания той странички истории был взят гражданский «Мос­квич-400—420» (цифра 420 означала тип кузова «седан») 1950 года выпуска. Своей новой «должности» раритет соответствует в целом и в деталях: оригинальные приборы, органы управления, фонари, колеса, эмблемы — все на месте.

Иллюстрации: 

Одним из первых патрульных автомобилей в Иркутске стал «Москвич-400», который по подобию немецкого Opel Kadett K38 выпускался с 1946-го по 1954 год.
Одним из первых патрульных автомобилей в Иркутске стал «Москвич-400», который по подобию немецкого Opel Kadett K38 выпускался с 1946-го по 1954 год.
«Мос­квич-400—420» 1950 года выпуска в отличном состоянии: приборы, органы управления, фонари, колеса, эмблемы — все на месте, причем все оригинальное.
«Мос­квич-400—420» 1950 года выпуска в отличном состоянии: приборы, органы управления, фонари, колеса, эмблемы — все на месте, причем все оригинальное.
Загрузка...