Овец считают по весне

«Социальная отара» призвана возродить традиционный жизненный уклад бурятских деревень

Полтора месяца назад в Баяндаевский район из села Зурган-Дэбэ Селенгинского района Бурятии привезли сотню овец, которых местным жителям подарил глава буддистов России Пандито Хамбо-лама Аюшев. Животных доставил глава МО Кырма Василий Хушеев. Далеко не все прошло гладко: уже на месте погибла одна из подаренных шестимесячных ярочек, да и желающих взять к себе всю отару не нашлось — из-за засухи селяне просто не заготовили нужного количества кормов. Но, несмотря на трудности, именно сейчас у жителей Кырмы появилась надежда на возрождение некогда знаменитого бурятского овцеводства. В итоге на зиму овечек приютили сразу несколько дворов (около 15), но уже весной их снова соберут вместе. 

Судьбоносные решения

— Первые две недели, пока ветврачи не сделали необходимых анализов, вся сотня жила у меня, — говорит Василий Хушеев. — Целую арбу (тракторная телега. — Авт.) сена съели! Хорошо, что мне помог Руслан Зунтуков, один из местных фермеров, — привез еще два рулона сена из своих запасов.

Молодой кырминский глава с оптимизмом смотрит в будущее, даже о проблемах говорит с улыбкой. Коренной житель, он почти двадцать лет прожил вдали от родных мест, в Улан-Удэ. Выучился на агронома, потом получил второе образование — юридическое. Четыре года назад вернулся в Кырму, еще год спустя был избран главой, и сейчас понятно, что с выбором сельчане не промахнулись. Так, благодаря Василию Батюровичу во всех четырех деревнях (Кырма — это название местности, в которую входят деревни Байша, Малай, Тухум и Нагатай) появилась устойчивая сотовая связь, а в скором времени будет закуплена специализированная водовозка.

— Когда сюда вернулся, — говорит Хушеев все с той же улыбкой, — то понял, что нужен своей родной земле. Верю, что именно это предначертано мне судьбой, поэтому чувствую себя здесь комфортно.
Проблема водоснабжения в МО Кырма стоит так же остро, как и в окрестных муниципалитетах: жаркое лето не только выжгло поля, но и высушило водоемы. Питьевую воду в Кырме пока забирают лишь в одной из скважин, расположенной в деревне Тухум. Кстати говоря, здесь же (скорее всего, это не случайность) стоит единственный в Баяндаевском и Эхирит-Булагатском районах субурган — священная ступа.

— Много лет назад близ Тухума находился большой дацан, — рассказывает Василий Хушеев. — Он был построен выдающимся буддистским деятелем Агваном Доржиевым. Разрешение на строительство дацана было получено от императора Николая II в 1913 году, однако после революции дацан разобрали.

Несколько лет назад уроженцы Кырмы и представители традиционной Буддийской сангхи России (она расположена в Улан-Удэ) решили на месте бывшего дацана возвести субурган, который в прошлом году и посетил глава буддистов России — XXIV Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев. Он провел четырехчасовой молебен, призвав кырминскую молодежь не покидать родную землю. Тогда же у него родилась идея подарить всей Кырме сто овец, о чем он и сообщил во всеуслышание.

Надо отметить, что в Республике Бурятия проект «Социальная отара», направленный на возрождение бурятского овцеводства, Буддийская традиционная сангха России претворяет в жизнь с 2012 года. Уже много бурятских фермеров из разных населенных пунктов разводят «социальных» овец: на данный момент роздано 10 тысяч животных. Главное условие проекта — каждый должен отдать столько голов из приплода, сколько получил в подарок. Именно благодаря этому у всех жителей окрестных деревень появляется возможность постепенно увеличить поголовье домашнего скота.

— Хамбо-лама правильно отметил, что овцеводство — это то, чем буряты занимались испокон веков, — рассказывает свидетель выступления, один из старейших жителей Кырмы Владимир Петрович Андрианов. — Ведь баран — это не просто мясо, это еще и животное для жертвоприношения.

Для души и духов

Здесь считается, что у каждой местности свой дух (хозяин), и об этом красноречиво говорят многочисленные бурханы, созданные для поклонения этим божествам. Каждый год местные жители проводят несколько обрядов, задабривая духов.

— Наши предки жили разрозненно, кочевали, — говорит Владимир Андрианов. — Это и понятно, ведь скотоводам простор нужен. При этом, меняя место, каждый раз они приносили жертву. Все это сохранилось и по сей день. Главный ритуал — Тайлаган, обряд поклонения духам, покровителям рода, во время которого мы варим мясо, саламат, чай с молоком и молимся. Призываем духов, чтобы они присмотрели за хозяйством и скотиной, дали здоровья. Единственное отличие — теперь мы уже не кочуем. Но у каждой семьи осталось свое родовое место, куда в свое время переселялись их предки. Туда мы и ездим. Брызгаем водкой, варим мясо, саламат и делаем подношения.

Для ритуала можно использовать любой скот, кроме свиней и птицы, но овцы — самые удобные. Кроме того, в летнее время их мясо экономически выгоднее употреблять в пищу. Этим объясняется наличие овец в каждом дворе Кырмы. Различие только в количестве: овец у одних 5—6 голов, у других доходит до сотни. Правда, считать их тут не принято — плохая примета. Даже сено местные заготавливают дедовским способом — на глазок. Но этим летом никому не удалось запастись нужным количеством, так что большинство коров пустили под нож. Однако овечек, хотя, как отмечают кырминцы, они весьма прожорливы, берегут.

— Лично я очень надеюсь на то, что благодаря овцеводству наши деревни возродятся, — говорит Василий Хушеев. — Не секрет, что население у нас убывает. Вот и школа когда-то была средней, а теперь в ней только девять классов, и есть вероятность, что скоро ее преобразуют в начальную. И все-таки я верю, что дела пойдут на лад. Уже возрождается фермерство — в каждой деревне есть КФХ. У нас снова стали закупать овечью шерсть и шкуры: из шерсти получаются отличные вязаные вещи, из шкур — верхняя одежда и зимняя обувь. Уверен, что уже сейчас надо искать рынки сбыта шерсти, мяса. И тогда у молодых будет стимул остаться, а те, кто уехал, вернется домой.

Первоначально подаренных овец хотели отдать фермеру Виктору Хонгордоеву. Он один не побоялся взять на себя такую ответственность. Однако, пока животных везли (мероприятие по ряду причин откладывалось много месяцев), за зиму в хозяйстве Хонгордоева появился собственный приплод в несколько десятков голов. Как теперь шутят здесь, это духи наградили его за похвальное желание. Но в итоге из-за нехватки кормов фермеру пришлось отказаться от подарка. Тогда было принято решение раздать всю отару — кому по 2—3 овцы, а кому и десять. Больше всех взял фермер из Нагатая Владимир Бурзанов.

— Такой сложный год нынче выдался, — говорит он, — даже старожилы подобного не помнят! Я засеял 50 га кормовых и ни копны не скосил! Все пришлось покупать — и комбикорма, и сено. А у меня и КРС около 60 голов, и овцы свои — около 30. Но в прошлом году я выиграл семейный грант, построил новый коровник, купил породистых коров и трактор. И нынче мне уже выдали компенсацию из областного бюджета. Так что на десять овец больше для меня не страшно. Тем более что еще летом я заготовил березовых веников — витамины у них будут. Сейчас главное — до весны продержаться.

А весной, по словам главы Кырмы, всех овец вновь соберут в одну отару. Тех людей, кто не побоялся дополнительной нагрузки и взялся в трудный год кормить новых животных, не забудут — им отдадут первый приплод. Сейчас главное — не допускать к ярочкам барана. Нужен год, чтобы они окрепли, тогда и приплод будет крепче.

— В селе Зурган-Дэбэ нам обещали, что летом подарят и породистого барана, — улыбается Василий Хушеев.

В целом, когда животные принесут потомство, барашков раздадут в каждый двор. Так будет продолжаться до тех, пор пока овцеводством не начнут заниматься все селяне. Когда же отара увеличится (через два года — в 2—3 раза), овцами поделятся с другими деревнями. Ожидается, что в скором времени такую же отару буддисты отправят из Бурятии в Аларский район.