Ответы на вопросы первого тура викторины «Я живу в Прибайкалье — 2016»

1. На территории Иркутской области сегодня проживают граждане более 130 национальностей.

Около 30 из них являются самыми многочисленными — это русские, буряты, украинцы, татары, белорусы, чуваши, армяне, немцы, азербайджанцы, мордва, таджики, евреи, башкиры, молдаване, поляки, удмурты, узбеки, грузины, цыгане, литовцы, корейцы, марийцы, эвенки, китайцы, киргизы, казахи.

Русские на территории Иркутской области расселены равномерно, в абсолютном большинстве ее районов их численность является преобладающей (88% от общей численности населения региона). В пределах отдельных муниципальных образований компактно проживают: чуваши — в Зиминском, Тайшетском районах; буряты — в Ольхонском, Качугском, Ангарском, Нижнеудинском, Усть-Удинском районах, Усть-Ордынском Бурятском округе; украинцы — в Усольском, Зиминском, Иркутском, Казачинско-Ленском, Нижнеилимском, Чунском районах; татары — в Заларинском, Усольском, Черемховском, Тайшетском, Чунском, Нукутском (УОБО) районах; белорусы — в Нижнеудинском, Тулунском, Куйтунском, Зиминском, Баяндаевском (УОБО) районах; поляки — в Боханском (УОБО) районе; эвенки — в Катангском, Казачинско-Ленском, Качугском районах; тофалары — в Нижнеудинском районе.

В регионе также живут немцы, финны, румыны, сербы, чехи, шведы, итальянцы, испанцы, арабы, монголы, вьетнамцы, китайцы, индийцы, афганцы, японцы. Среди жителей Иркутской области имеются американцы, австралийцы, канадцы, кубинцы, перуанцы, чилийцы, эфиопы, филиппинцы. Но большинство (106) национальностей представлено узким кругом лиц, не более 100 человек, из них 23 нации представлены только одним человеком.

2. Наши с вами прабабушки и прадедушки не страдали из-за отсутствия гаджетов, в детстве жили полноценной жизнью, играя на свежем воздухе в подвижные игры.

Мы просили вас расспросить родственников и с их слов описать правила игр. В свою очередь приводим несколько примеров, хотя на самом деле развлечений было гораздо больше.

 Игра «Вышибалы»

На площадке очерчиваются 2 линии на расстоянии 5—7 метров друг от друга. Выбираются двое вышибал, остальные игроки собираются в центре между двумя линиями. Вышибалы встают за линии и кидают мяч в сторону друг друга, стараясь при этом попасть в игроков. Мяч, пролетевший мимо игроков, ловит второй вышибала. Задача вышибал — попасть в игроков мячом. Задача игроков — уворачиваться. Тот, в кого попал мяч, считается выбывшим и покидает игровое поле. Если мяч сначала ударился о землю, а потом попал в игрока, удар не засчитывается. Когда на поле остается последний игрок, его задача — увернуться от мяча столько раз, сколько игроку полных лет. Если ему это удалось — игра считается выигранной, все выбывшие игроки возвращаются и все начинается сначала. Если же последнего игрока выбили, то первые выбывшие становятся вышибалами и игра продолжается.

Игра «Колечко-малечко»

Игроки садятся в ряд и складывают перед собой ладони лодочкой. Водящий зажимает в ладонях какой-нибудь мелкий предмет, обычно монетку или колечко. Затем обходит всех игроков по очереди, вкладывая каждому в «лодочку» свои сложенные лодочкой руки и приговаривая: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю» — и незаметно вкладывает этот предмет в ладони одного из игроков. Затем произносит: «Колечко-малечко, выйди на крылечко!»

При этих словах отмеченный игрок должен вскочить с лавочки и выбежать. Задача остальных игроков — удержать убегающего в своих рядах, поэтому отмеченный старается не показывать, что именно ему достался заветный предмет.

Игра «Казаки-разбойники»

В «казаки-разбойники» играют от шести и более человек. Участники оговаривают территорию, на которой будет проходить игра. Разделившись на две команды, они по жребию определяют, кто будет играть за «казаков», а кто — за «разбойников».

«Разбойники» совещаются и загадывают пароль.

По сигналу «разбойники» убегают прятаться, «казаки» не должны подглядывать. Путь передвижения обозначается с помощью стрелок на асфальте и других поверхностях (стенах, заборах), чтобы у «казаков» были подсказки, где искать.

«Казаки» в это время обустраивают темницу и минут через 15—20 отправляются искать «разбойников». Найденного «разбойника» ловят и отводят в темницу. «Разбойники» могут выручать друг друга — например, нападать на темницу, хватать охранника, — и, пока они его держат, пленные могут разбегаться. Цель «казаков» — выведать секретное слово-пароль. Потом меняются ролями.

3. Самые известные этнографические музеи Иркутской области:

• иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы»
• музейный этнографический комплекс «Ангарская деревня» в Братске
• этнографический музейный комплекс в поселке Усть-Ордынском
• этнографический музейный комплекс «Ёрд»
• музейный комплекс голендров в Пихтинске
• Музей-усадьба польского переселенца в поселке Вершина

4. Задание было творческим: мы просили нарисовать (именно нарисовать!) орнамент, украшающий одежду — например, сарафаны, головные уборы — или жилища.

Многие участники справились хорошо, несколько рисунков мы уже опубликовали в предыдущем номере. Особенно понравилась работа Дарьи Алексеенко из Каразея Куйтунского района, она не только нарисовала рубашку с элементами национального орнамента, но и прислала две небольшие, но изящные вышивки крестиком. Молодец!

5. К сожалению, не все догадались, что речь идет о шаманском бубне: именно его некоторые представители малых народов осмысливали как ездовое животное, с помощью которого можно совершать путешествия в иные миры для общения с духами.

Поскольку значительная часть бурят, эвенков исповедует шаманизм, то бубны можно увидеть во время проведения национального фестиваля Сурхарбан, Ёрдынских игр, тайлаганов и т. д.