Отстояли Кругобайкалку

Осенью прошлого года туристический поезд, курсировавший по Кругобайкальской железной дороге, прекратил свою работу.

Причиной стал счет на ремонт и обслуживание вагонов, который ОАО «РЖД» выставило своему дочернему предприятию ТК «Кругобайкальский экспресс». Чтобы оплатить его, туркомпания вынуждена была поднять цены на билеты до 10 тысяч рублей. В ответ на это транспортная компания решила приостановить продажу билетов. На этой неделе стало известно, что РЖД и ТК удалось договориться, а значит, цена на поезд останется приемлемой.

Подробнее о ситуации на Кругобайкальской железной дороге мы попросили рассказать исполнительного президента некоммерческой организации «Сибирская байкальская ассоциация туризма» (СБАТ) Галину Солонину.

— Галина Валерьевна, сколько, по-вашему, должно стоить путешествие по Кругобайкалке?

— КБЖД — уникальный туристический объект, аналогов которому нет ни в России, ни в мире. Это сочетание красивейших архитектурных сооружений и нашей природы. Конечно же, оно бесценно. Но если говорить о доступности для иркутян и гостей из других регионов России, то, думаю, стоимость однодневной экскурсии должна быть не более 2—2,5 тысячи рублей. Столько в среднем стоит и день прогулки на катере по Байкалу.

— А сколько раньше стоили билеты?

— Билет на «Кругобайкальский экспресс» для ребенка стоил примерно 2000 рублей, для взрослого — 2300—2700. То есть семья из четырех человек за один день на КБЖД платила от 8400 до 9600 рублей. Согласитесь, уже немало. И если бы цена поднялась до 10 000 за один билет, можно смело утверждать, что для большинства иркутских семей эти поездки остались бы в прошлом. Да и сам маршрут сразу попадает под угрозу закрытия из-за нерентабельности.

— Почему была попытка так сильно повысить цены?

— На заседании координационного совета при администрации Иркутска представитель ТК «Кругобайкальский экспресс» рассказал, что ОАО «РЖД» произвело перерасчет по завершении туристического сезона 2014 года, согласно которому ТК выставили счет за ремонт и обслуживание подвижного состава. Чтобы покрыть эти затраты, и пришлось увеличить стоимость билетов до 10 000 рублей. «Кругобайкальский экспресс», понимая, что туристы не готовы платить за один день такие деньги, отказался предоставлять услугу вообще.

— На КБЖД приезжают не только иркутяне, но и туристы со всей России и из-за рубежа. Как российские и иностранные туроператоры отреагировали на возможное закрытие «Кругобайкальского экспресса»?

— Туроператоры оказались в замешательстве. Региональные фирмы не смогли своевременно внести экскурсию по КБЖД в каталоги и презентовать его на крупных выставках в Лондоне и Шанхае. А это чревато последствиями, потому что европейцы планируют свой отдых заранее — за полгода. Россияне более спонтанны в своих планах, но для нас важна цена. Особенно в условиях финансового кризиса.

— Из-за ситуации с рублем многие россияне будут смотреть именно на наш, внутренний рынок, — продолжает Галина Солонина. — И есть опасения, что Байкал окажется финансово неподъемным для большинства. Рискну предположить, что цена сегодня напрямую зависит от экономического кризиса и скачка курса доллара — турбизнес выбирает, как ему работать: если по курсу доллара, то иностранцы практически не замечают разницу, а российским туристам цены бьют по карману. Если по курсу рубля, туроператоры значительно теряют в прибыли.

— Тогда встает другой вопрос: возможно ли установить две цены — для россиян и для иностранцев?

— Признаться, такая практика негласно заведена на Ольхоне, где есть три категории цен: для местных жителей, для русских и для иностранных туристов. Хотя это весьма сомнительно с точки зрения антимонопольного законодательства.

— Как удалось избежать катастрофического повышения цен на поездки по КБЖД?

— Сибирская байкальская ассоциация туризма обратилась в Федеральное агентство туризма и к президенту Российского союза туриндустрии Сергею Шпилько с просьбой помочь в сохранении важнейшего туристического маршрута Сибири. Руководство СБАТ направило в эти федеральные структуры письмо, в котором сообщалось, что в настоящее время существование этого маршрута находится под угрозой. Напряжение туроператоров региона, которое накапливалось с осени прошлого года, разрядилось только на этой неделе, когда был заключен договор сотрудничества между ОАО «РЖД» и ее дочерней компанией ТК «Кругобайкальский экспресс». Документ позволил установить приемлемые для туристов цены, не отказываясь от турпродукта совсем. Не в пример ожидаемым, они составили 3—3,7 тысячи рублей за билет.

Билет на КБЖД — дорого, но терпимо

Для иркутян Кругобайкальская железная дорога — предмет гордости, а для гостей региона — место, где нужно обязательно побывать. В конце прошлого года туристы-любители и гиды-профессионалы обеспокоились повышением цен на этот уникальный туристический объект, альтернативы которому нет ни в нашей области, ни в России.

Ангарчанин Дмитрий Чуприков каждое лето работает гидом на Байкале — сопровождает иностранных туристов. Планируя очередную поездку на озеро для своих немецких клиентов, он долго выяснял, сколько будет стоить билет на поезд и вообще будет ли он.

— Альтернативу путешествию на «Кругобайкальском экспрессе», конечно, можно найти. Например, «мотаня» (от слова «мотаться» — быстро ездить. — Авт.). Это короткий пригородный поезд, курсирующий от Слюдянки до порта Байкал. Стоит он всего 60 рублей. Правда, останавливается не на всех станциях, да и гида там нет, но ведь сейчас любую информацию можно посмотреть в Интернете. Можно этот путь пройти пешком — интересно, но долго, дней 5 уйдет. Зимой можно посмотреть КБЖД на лыжах или коньках, но такой отдых не для каждого. Летом — с катера, но это будет стоить очень дорого.

Это не решение, считают туроператоры.

— Ежегодный пассажиропоток на КБЖД — около 18 тысяч. Заменить этот маршрут невозможно: если 18 тысяч туристов отправить на Байкал любым другим способом — пешком, на автомобилях или автобусах, это нанесет значительный урон экологии озера, — поясняет исполнительный президент Сибирской байкальской ассоциации туризма Галина Солонина. — Поэтому мы приложили все усилия, чтобы сохранить туристический продукт.

— ОАО «РЖД» все равно планирует переложить все 100% расходов по ремонту и обслуживанию подвижного состава на конечного потребителя, — рассказала генеральный директор ТК «Байкальский экспресс» Анастасия Шагойко. — То есть повышение стоимости билета неизбежно. Но мы рады, что пока нам удалось договориться о приемлемой для иркутян и гостей региона цене — в среднем билет подорожал на 700—1000 рублей.

Такие цены устанавливаются на текущий сезон — с 31 января по 31 декабря 2015 года. Однако поезд будет курсировать только в теплое время года — с мая по октябрь, иначе обслуживание обойдется компании слишком дорого. К тому же, по информации компании, именно на это время и приходится основная волна туристов.

Как изменились цены в туристическом поезде на КБЖД

Взрослый тариф:

1-й класс

2-й класс

 

2700 руб.

2300 руб.

 

3500 руб.

3000 руб.

Детский тариф:

1-й класс

2-й класс

 

2100 руб.

1900 руб.

 

3000 руб.

2500-3000 руб.

Питание 3 раза

1180 руб.

2000 руб.

Провоз багажа

250 руб.

250 руб.

Мы спросили у иркутян: «А вы путешествовали по Кругобайкалке?»

Анна:

— Я на Байкале была в Листвянке, хотя из всех видов туризма больше нравится спортивный. Думаю, по Кругобайкалке интереснее было бы пройтись ногами, а не на поезде.

Анастасия:

— В юности я проехалась по КБЖД на «мотане». Я живу в Иркутске только из-за Байкала, там всегда красиво. А в ту зиму было еще и нехолодно. Сейчас билет на Кругобайкалку для местных дорого, мы и пешком можем прогуляться.

Екатерина:

— Много слышала про КБЖД и собираюсь летом прокатиться на туристическом поезде с гидом. Считаю, что каждый человек должен хоть раз посмотреть такие красивые места. Раньше была на машине на Ольхоне и Малом море.

Анна Николаевна:

— Я там никогда не была, хотя много слышала. Здоровье не позволяло надолго и далеко уезжать. Если и случались поездки на Байкал, то в гости к знакомым, они живут в Большом Голоустном.

Борис Дмитриевич:

— Я на Кругобайкальской железной дороге не был ни разу. Зачем? Для меня отдых — это санаторий, чтоб можно было пролечиться, на процедуры походить. А целый день в пути — это утомительно для меня.

baikalpress_id:  101 980
Загрузка...