Особое ремесло

В областном центре появилось место, где творчеством могут заниматься дети, имеющие нарушения в развитии, в том числе и те, кто считался необучаемым.

«Особые мастерские Иркут­ска», расположенные в Иркут­ском реабилитационном техни­куме, — экспериментальный проект общественной организа­ция «Солнечный круг» и мини­стерства соцразвития, опеки и попечительства региона. Инте­рес к проекту вполне объясним: педагоги, обучая проблемных ребят прикладному творчеству, помогают им адаптироваться в повседневной жизни.

В ткацкой мастерской по-до­машнему уютно: учащиеся рас­положились за большим столом, накрытым скатертью в цвето­чек. Сегодня сюда пришли толь­ко девочки — Даша, близняшки Настя и Саша. Еще одна девочка посетила мастерские впервые, но пока не смогла вместе со все­ми поработать — ее испугали незнакомая обстановка, много людей... Так было почти со все­ми. Педагог не расстраивается и уверена — новенькая вернется.

Даша и Настя занимаются ткачеством, точнее — подготав­ливают дранки для будущего коврика. Работают совместно с мамами, рука в руке: полоски ткани отрывают от полотна и аккуратно кладут на стол. Это первые шаги, ребята привыка­ют к новым для себя занятиям, ощущениям.

— Работать с такими деть­ми непросто, но необходимо, — объясняет педагог дополни­тельного образования реабили­тационного техникума Людмила Кислицына. — Первые занятия проходят трудно, но дети ос­ваиваются. У ткачества масса достоинств: процесс развивает моторику, восприятие цветовой гаммы, бережливость, эконом­ность, аккуратность, бытовые навыки.

Рукоделие и ремесло помога­ют найти себя детям, взрослым, пенсионерам. Помогает оно и инвалидам.

— Ко мне ходил студент с ди­агнозом ДЦП. Поначалу он коле­нями бил в стол снизу и не мог справиться с руками. Год зани­мался у меня, лепил из глины. В итоге начал плести бисером, даже продает браслетики, сам пользуется ножницами, — рас­сказывает Людмила Яковлевна. — Главное, он понял, что нужно учиться и двигаться вперед! На праздники присылает мне по­здравительные СМС.

Учащихся особых мастерских ждет долгий путь. Если такая творческая реабилитация помо­жет им, занятия продолжатся и в следующем году, заверил ди­ректор реабилитационного тех­никума Роман Павлюк.

— Мы не первый год сотруд­ничаем с особыми детьми, уча­ствуем в организации летнего лагеря «Мандархан» на Байкале, куда ребята отправляются вме­сте с папами и мамами. Когда организация «Солнечный круг» обратилась с идеей создать ма­стерские, мы пошли навстречу, — рассказал Роман Леонидович. — Уже сейчас видно, что детям и родителям нравится занимать­ся рукоделием, полученные на­выки пригодятся им в быту или в будущей профессии. В мае мы посмотрим результаты — я ду­маю, они будут положительны­ми.

Рядом с ткацкой мастерской находится гончарная. Подрост­ки за одно занятие успевают и ткать на станке, и лепить из гли­ны.

В кругу друзей

Всеволод за гончарным кру­гом чувствует себя уже уверенно. Преподаватель Елена Наголь­нова хотела предложить ему по­строить дом из кирпичиков, но Сева подал идею будущей скуль­птуры лошади. Он уже несколь­ко лет занимается верховой ез­дой, не боится скакать рысью и обожает коней. После занятия он пришел под впечатлением, поэтому на этот раз слепил фи­гурку своего любимца с длинным хвостом. А затем сел за круг.

— На шедевры надеяться не приходится, нам важен про­цесс, — объясняет Елена Васи­льевна, поставив возле круга миску с водой для смачивания рук. — Наша задача — дать им возможность совладать с рука­ми, научиться сосредоточиться, заставить рецепторы работать, научить правильно складывать пальцы.

Дети по-разному реагируют на глину. Заставить особых ре­бят делать то, что им не нравит­ся, невозможно, уверяют роди­тели.

— Саше и Насте глина непри­ятна, потому что холодная. А вот дранку делают с удовольствием. Саша вышивает бисером, — рас­сказывает Виктория, мама двой­няшек. — Девочки любят спорт: катаются на лошадях, плавают в бассейне, а в этом году попробо­вали кататься на горных лыжах в Байкальске. Очень понрави­лось!

Занятия у ребят с ограничен­ными возможностями только те, что нашли их родители, практи­чески все уроки платные. Викто­рия раз в неделю возит девочек в консультативный пункт при кор­рекционной школе № 1, там ра­ботают логопед, психолог, прохо­дят уроки математики, музыки и творчества. Для родителей эти занятия бесплатные. Важно, что особые дети посещают школу, общаются с людьми и знакомят­ся с окружающим миром, а мир знакомится с ними.

— Когда в 4 года стали замет­ны серьезные нарушения в раз­витии, за моих детей из специ­алистов практически никто не брался. Нам с мужем пришлось самим изучать психологию, де­фектологию... Сейчас все гораз­до лучше. Доступны книги по конкретным заболеваниям, с хорошими методиками работы, Интернет с большим количе­ством информации. Есть и от­дельные специалисты в нашем городе, которые занимаются со сложными детьми. Плюс этих мастерских в том, что здесь есть другие дети. Если родителям можно самостоятельно разви­вать своих детей интеллекту­ально и физически, то социали­зацию мы детям дать не можем. Это способно сделать только об­щество.

Несмотря на то, что часто под­нимается тема толерантности, мы знаем о ней лишь в теории. «Доступная среда» в нашу жизнь входит маленькими шажками: ни город, ни горожане не готовы к встрече с особенными людьми — попробуйте на коляске съе­хать в подземный переход или войти с инвалидом в автобус.

— Раньше я сильно реагиро­вала на то, что говорили о нас люди, — вспоминает Алексан­дра Рыкова, председатель об­щественной организации «Сол­нечный круг», мама Даши. — А потом пришло понимание, что мой особый ребенок должен жить достойно — гулять на пло­щадке, ходить в магазин. Поэто­му толерантности нужно учить с детства.

Один из проектов ИРООРДИ «Солнечный круг» называется «Жизнь, полная красок». Уроки доброты адресованы учащимся общеобразовательных школ, как итог — совместное мероприя­тие с участием особых ребят. Со временем подростки начинают адекватно реагировать на осо­бых сверстников, начинают по­могать им общаться, и это самое ценное.

Иллюстрации: 

Всеволод за несколько занятий хорошо освоил гончарный круг: горшки мастерить ему пока рано, но сам процесс очень увлекает
Всеволод за несколько занятий хорошо освоил гончарный круг: горшки мастерить ему пока рано, но сам процесс очень увлекает
Народное ремесло Людмила Яковлевна впитала с молоком матери. Росла она в Знаменке Жигаловского района. Вспоминает: «Утром просыпаешься, смотришь — шторы, сшитые мамой, дорожка на полу, сотканная бабушкой... Все такое родное…»
Народное ремесло Людмила Яковлевна впитала с молоком матери. Росла она в Знаменке Жигаловского района. Вспоминает: «Утром просыпаешься, смотришь — шторы, сшитые мамой, дорожка на полу, сотканная бабушкой... Все такое родное…»
В необычные мастерские ходят семеро детей вместе с родителями; здесь они осваивают основы ткачества, бисероплетения и лепки из глины — кому что нравится
В необычные мастерские ходят семеро детей вместе с родителями; здесь они осваивают основы ткачества, бисероплетения и лепки из глины — кому что нравится
Глина полезна для детей — она заставляет работать рецепторы пальцев; также для лепки подходит обычное тесто, так как это дешевый и натуральный природный материал
Глина полезна для детей — она заставляет работать рецепторы пальцев; также для лепки подходит обычное тесто, так как это дешевый и натуральный природный материал
На Пасху воспитанники ткацкой мастерской раскрасили по трафаретам деревянные яйца
На Пасху воспитанники ткацкой мастерской раскрасили по трафаретам деревянные яйца
baikalpress_id:  104 661