Ославил за долги

Иркутянин, занявший три миллиона рублей и не получивший их назад, обратился к должнику с помощью наружной рекламы

Лаконичный текст, минимум оформления, максимум личной информации — новый баннер рядом с остановкой «Улица Джамбула» бьет не в бровь, а в глаз. На рекламном щите — требование одного горожанина к другому: «Трухин… верни долг!». В прошлом служба судебных приставов использовала подобный метод для поиска должников, даже фотографии их на всеобщее обозрение выставляли, но это объявление частное, и в нем есть своя особенность: указаны не только имярек неплательщика, но также дата его рождения и адрес.

— По-моему, все правильно сделано, я прекрасно понимаю заемщика, заказавшего эту рекламу. Нам он объяснил, что послужило причиной такого неожиданного обращения. Представьте, вы даете кому-то в долг крупную сумму (в этом случае — 3 миллиона рублей!), но человек не оправдывает вашего доверия, начинает скрываться, переезжать с квартиры на квартиру и менять телефонные номера, лишь бы не общаться с вами и не отдавать деньги. И так продолжается пару лет. Конечно, терпение у заемщика лопается, — рассказывает Маргарита, менеджер рекламного агентства. — Перед тем как подписать договор с клиентом, мы проверили все документы: от долговой расписки до судебных постановлений. Информация, выданная на щите, верная. Возможно, такой способ пристыдит должника.

О том, что правда глаза колет, спорить не приходится, однако честность и прямота могут нарушать закон.

Подумайте сами: если баннеры с частными объявлениями настолько открытого содержания станут тенденцией, то любой проступок, эмоция будут разглашаться всему городу. Представьте такой рекламный щит: «Вася Пупкин, 1980 года рождения, трижды в неделю опаздывает на работу. Он проживает по адресу: Бумажная, 7, квартира 18, до офиса ему идти 15 минут». Вроде бы и правда, но с другой стороны — чем не вмешательство в частную жизнь?

— Существует Федеральный закон «О персональных данных», в котором говорится, что личная информация, вроде возраста, места жительства и тому подобного, не должна раскрываться третьим лицам без согласия субъекта персональных данных. Судебные приставы, например, указывают ФИО, дату рождения должника, чтобы можно было его идентифицировать, но не пишут того же адреса неплательщика. Суды, выкладывая в открытый доступ списки с должниками, обезличивают информацию о них. Закон защищает персональные данные от разглашения, поэтому рекламная фирма, предоставившая место под это обращение, не имела на то права. Должник может обратиться в ФАС с жалобой на нарушение своих прав, — комментирует Олег Предвечный, иркутский юрист.

  • Творческий подход

Один из самых неожиданных и творческих способов работы с должниками в 2009 году продемонстрировали троицкие сотрудники служб ЖКХ. Они наняли актеров, которые под окнами неплательщиков разыгрывали сценки добра и зла под звуки похоронного марша. Большинство в итоге погасили свои долги. В одной из управляющих компаний Уральского федерального округа пытались воздействовать на чувства недобросовестных жильцов рифмой. Стихи в стиле Маяковского стали появляться на квитанциях об оплате. Например, должники получали счета с такими строками: «Ваш долг вернем мы обязательно! Какой ценой? Реши самостоятельно». Как сообщалось, и эта акция увенчалась успехом. Кстати, идея со стихами не нова. В 2008 году в Амурской области подобные стихи-предупреждения наклеивались в виде стикеров на подъезды. «Отключим горячую воду и свет, в суд пригласим, чтоб держали ответ!» — 800 таких грозных виршей украшали подъезды благовещенских домов.

Иллюстрации: 

За остановкой «Улица Джамбула», если двигаться в сторону Иркутного моста, с начала октября размещен необычный баннер. Чтобы пристыдить должника, его заемщик потратил еще 8 тысяч рублей для аренды рекламного места. Но изменит ли эта мера поведение должника-миллионщика?
За остановкой «Улица Джамбула», если двигаться в сторону Иркутного моста, с начала октября размещен необычный баннер. Чтобы пристыдить должника, его заемщик потратил еще 8 тысяч рублей для аренды рекламного места. Но изменит ли эта мера поведение должника-миллионщика?
baikalpress_id:  109 602