Осинский майдан

В округе прошел юбилейный татаро-башкирский народный праздник Сабантуй

Все, что происходило в минувшую субботу на центральном стадионе в Осе, ничего общего с событиями на Украине не имеет. Исключение составляет лишь слово «майдан», которое в переводе с тюрского означает «открытая площадь».

Один из райцентров округа выбрали для проведения самого известного национального татаро-башкирского праздника — Сабантуя. Сами татары считают, что именно Сабантуй объединяет народы России и позволяет им сохранить свои национальные традиции и обычаи. И достаточно один раз посетить такое шумное мероприятие, чтобы убедиться в этом лично. В старину Сабантуй праздновали после окончания весенних полевых работ. 

— Для меня Сабантуй — место встречи с друзьями и родными, — говорит жительница Черемхово, руководитель татаро-башкирского центра «Туган тель» Мунира Зайнагабдинова, — с теми, кто понимает тебя во всех смыслах: на одном языке говорит, одной верой живет... Эта радость от встречи потом до зимы остается, а вместе с весной приходит и новое радостное ожидание — скоро же Сабантуй!

Мунира Абдрахмановна хоть и коренная жительница Черемхово, по национальности чистая башкирка. Ее родителей, представителей духовенства, еще в начале 30-х годов сослали в Сибирь, в Черемхово, где она и родилась. Вспоминает: жили тогда репрессированные самых разных национальностей на окраине города, в бараках. Жили настолько тесно, что жилье называли фаршированным.

— Родители бережно хранили национальную культуру, — рассказывает Мунира Абдрахмановна. — Это на государственном уровне праздника не было, а мы всегда его отмечали. Делали так: после окончания посевных работ люди из соседних деревень собирались на майдан между деревнями. Пока гуляли, пели и плясали, старейшины вопросы решали, парни невест приглядывали, соревновались. Мой отец, например, в наших краях лучший бегун был, с ним никто даже состязаться не пытался.

На Сабантуй 2015 года Мунира Зайнагабдинова приехала в составе фольклорного ансамбля «Туган тель», прибыли и дети — коллектив «Лейсян».

История создания самого национального центра «Туган тель», кстати, неразрывно связана с официальным появлением Сабантуя на иркутской земле. Женщина вспоминает, как на первый областной праздник, который прошел здесь же, в Осинском районе, в деревне Коха, она собрала коллектив для выступления. После завершения мероприятия было решено не расходиться, и продолжить репетиции. С тех пор прошло 25 лет, и юбилейный год областного Сабантуя совпал с юбилеем коллектива «Туган тель».

Также в этот раз на праздник приехали творческие коллективы и спортсмены из 14 национальных культурных центров городов Иркутска, Ангарска, Усолья-Сибирского, Боханского, Баяндаевского, Заларинского, Осинского, Аларского районов. Среди почетных гостей был и организатор первого областного Сабантуя — Александр Маглеев, директор Центра культуры коренных народов Прибайкалья.

— В Иркутской области живут представители около ста разных народов, здесь находится более тридцати населенных пунктов, где живут татары, башкиры и чуваши, — говорит он сегодня. — И конечно, Сабантуй в них отмечали всегда, но скромненько — в пределах деревни или села. В СССР все были просто советскими людьми, а тому, что каждый житель большой страны еще имеет глубокие национальные корни, значения особого не придавали. Помню, как на первый областной Сабантуй облпотребсоюз выделил… свинину! Мое возмущение (я в 90-х годах работал заведующим идеологическим отделом Усть-Ордынского обкома партии) там искренне не могли понять: на прилавках пусто, мы вам тут мясо даем, а вы возмущаетесь! А то, что это праздник татар, которые исповедуют ислам, они даже не знали! С тех пор иркутская общественность, конечно, ближе познакомилась с татарской культурой. И мне приятно, что сейчас к празднику присоединяются другие народы. Ведь мы должны уважать друг друга, а проявляется это в знании традиций других наций.

Тот факт, что сегодня Сабантуй стал практически межнациональным праздником, подтверждает и председатель Татаро-башкирского культурного центра Иркутской области Рамис Султанов:

— Культуры неизбежно смешиваются, — говорит он. — Некоторые танцы здесь, например бурятские, исполняют только в татарских костюмах и под татарскую мелодию! Или вот национальные татарские традиции — сражения на мешках и вертикальный столб — перешли в русскую Масленицу и прочно там прижились. И это хорошо, ведь теперь на нашей земле все народы одинаково радостно отмечают как Сабантуй, так и Сур-Харбан, и Троицу, и другие национальные праздники.

Интересно, что сам Сабантуй не имеет точной даты празднования.

Если раньше его отмечали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), то теперь — в честь их окончания (в июне). Его приближения с нетерпением ждал не только татарин и башкир, он был желанным и для русского, и для украинца, и для бурята — словом, для всех, кто жил по соседству. Так Сабантуй постепенно сделался праздником межнационального общения.

За четверть века география областного Сабантуя расширялась, его проводили в самых разных районах Приангарья, из клубного формата он перешел на стадион. И вот снова вернулся на осинскую землю. Народные гулянья прошли на стадионе «Баатар», построенном всего два года назад. Зрители (а их собралось больше трех тысяч) могли наблюдать за танцевальными, певческими конкурсами, соревнованием силачей-гиревиков, игрой в волейбол и мини-футбол. Не обошлось и без традиционных для Сабантуя битвы подушками, бега с ложками, покорения столба — здесь участие могли принимать все желающие. На ипподроме Майска в это же самое время проходили конные состязания. 

А осинские кулинары для гостей, наряду с пловом, бухлером и позами, готовили традиционные татарские блюда — эчпочмак и кыстыбый. Собираясь за общим столом, все пели песни — на татарском, бурятском и русском языках.

Ну и, конечно, самой зрелищной стала битва за барана, как сами спортсмены называют турнир по национальной татарской борьбе на поясах — курэш. Борьба на поясах всегда была гвоздем Сабантуя. На этот раз на ковре доминировали спортсмены из Кыргызстана, которые взяли первые места почти во всех весовых категориях. Лучшими, каждый в своем весе, стали Нурлан Кочканбаев, Аман Чинибек-Уулу и Куштарбек Жусуев. Однако абсолютным чемпионом стал представитель таджикской диаспоры из Усолья-Сибирского — 20-летний Махмет Исмаилов. Именно этому пареньку по традиции выпала честь делать победный круг с живым бараном, который дается в качестве приза.

Национальные праздники в Приангарье, между тем, не заканчиваются.

— Работа в сфере межнациональных отношений — как езда на велосипеде, — говорит Александр Маглеев, — пока педали крутишь — едешь, стоит остановиться — упадешь. Так что мы ни на миг останавливаться не собираемся. Уже в следующие выходные, 13—14 июня, в Ольхонском районе пройдет 5-й международный этнокультурный фестиваль «Ёрдынские игры».

baikalpress_id:  105 979