ОСАГО подорожало

Первые две недели апреля встретили российских автомобилистов важными для них новостями.

С 1 апреля вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, согласно которым сумма выплат за причинение вреда жизни и здоровью увеличилась со 160 тысяч рублей до 500. А с 12 апреля Центробанк решил увеличить и тарифы обязательного автострахования на 40—60%. И если первая новость всех порадовала, то вторая вызвала протесты среди владельцев машин, ведь теперь им придется платить за страховку в два раза больше, чем год назад.

О том, почему выросли тарифы и как это отразится на иркутских автомобилистах, читателям «Пятницы» рассказал генеральный директор компании «Форсайт» Андрей Харин.

— Андрей Александрович, вы тоже автомобилист, как относитесь к нововведениям в ОСАГО?

— Положительно, и однозначно буду оформлять полис. Во-первых, я страхую все что можно: начиная от жизни и заканчивая дачей, машиной и тому подобным. Считаю, что это цивилизованный способ защиты своих имущественных интересов: лучше заплатить какую-то сумму один раз в год и 365 дней не переживать, даже если случится форс-мажорная ситуация. Во-вторых, думаю, что изменения нам нужны. В октябре прошлого года увеличили лимит выплат по имуществу. Это было очень важное изменение, поскольку предыдущего лимита в 120 тысяч рублей в большинстве случаев не хватало. Мы видим по статистике нашей юридической службы, что не менее 20% автовладельцев, которые к нам обращаются, в конечном счете имеют право требовать с виновника ДТП сумму, превышающую выплаты по ОСАГО. Лимит в 400 тысяч, принятый в поправке в октябре, — это уже лучше, так же, как и новый лимит выплат за причинение вреда жизни и здоровью в 500 тысяч.

— Об увеличении выплат по страховке давно говорили, это, конечно, необходимый шаг.

— Да, посмотрите. По полисам ОСАГО, заключенным до 1 апреля этого года, выплаты производились максимум до 160 тысяч рублей каждому пострадавшему. Причем страховка покрывала фактические расходы на восстановление здоровья, и то только в тех случаях, когда они не попадали под категорию обязательного медицинского страхования, а это были крайне редкие случаи — 2—5% всех выплат по ОСАГО. В основном деньги получали родственники погибших в автокатастрофе людей, и только иждивенцы, предоставившие справки, что погиб их кормилец. Теперь максимальный лимит выплат по ущербу для здоровья — 500 тысяч. Каждая травма тарифицируется по специальной таблице. Грубо говоря, за перелом руки дадут 5% общей страховой суммы, перелом ноги — 10%. Пострадавший в ДТП сможет сразу понять, сколько он получит за травму. Поскольку у нас много пострадавших в авариях, такие изменения востребованы.

— Расскажите подробнее об изменениях в тарифной ставке.

— Для большинства владельцев легковых автомобилей базовая ставка ОСАГО увеличилась примерно на 60%. Если отталкиваться от минимальных ставок, повышение составило около 40%. При этом Иркутскую область, как некоторые другие регионы, не коснулись изменения территориальных коэффициентов. Немного предыстории. Осенью прошлого года вступила в силу поправка о тарифном коридоре для полисов ОСАГО: для базовых тарифов были установлены минимальное и максимальное значения, в пределах которых страховые компании вправе самостоятельно определять тарифы. Я не знаю ни одного страховщика, который работал бы не по максимальной ставке. Сейчас этот коридор увеличивается с 5% до 20%. Объясню на примере. Прошлым летом полис ОСАГО на обычный легковой автомобиль оформлялся по базовой ставке 1980 рублей. С 1 октября ставка повысилась до 2574 рублей. Теперь базовую ставку можно будет увеличить максимум до 60%, так что автолюбители, кому нужно будет продлевать страховку в мае-июле, заметят, что стоимость ее выросла в два раза. Год назад средняя стоимость страховки автомобиля мощностью 100 лошадиных сил была примерно 3000—3500 рублей, сейчас будет около 7000 рублей.

— Тарифы повысили из-за того, что выросли выплаты?

— Повышение тарифов приурочили к увеличению выплат за причинение вреда жизни и здоровью пострадавшим в ДТП. Но это спорный момент. Если выплаты в связи с травмами раньше практически не производились, то рассчитать, насколько они увеличатся, вряд ли возможно. Мое мнение — стоило подождать до конца этого года, чтобы понять, насколько вырастут выплаты. Что касается целесообразности повышения тарифов в принципе, здесь страховщики виноваты сами. Я занимаюсь ОСАГО с того времени, как оно было введено — с 2003 года. До 2008—2010 годов все страховщики активно пытались поделить большой ресурс клиентов — владельцев автомобилей. Поскольку этот вид страхования обязательный, происходит переход потока клиентов из одной компании в другую. Страховщики боролись за эти потоки, организовали продажу полисов через посредников: автосалоны, брокеры... Посредникам платили от 20 до 50% вознаграждения за продажи ОСАГО. Хотя в структуре тарифной ставки изначально была заложена максимальная комиссия агенту — 10%. Страховщики официально проводили по документам эти 10%, а остальное закрывалось другими договорами, например, через оказание услуг. Поэтому официальная статистика не говорит об убыточности ОСАГО как вида страхования. Но на деле страховщикам оно невыгодно, клиентская база уже есть, и видно, что расходов на страховые выплаты, оплату агентам, посредникам, аренду помещения больше, чем взносов за полисы. Поэтому страховые компании начали саботировать ОСАГО: отсутствие полисов, ограниченный режим работы в точках продаж, навязывание дополнительных страховок и техосмотра в определенных пунктах, отказ некоторым категориям автовладельцев в страховании (таксисты, маршрутчики). Из-за такого шантажа Центробанку не оставалось ничего другого, как ввести изменения — увеличить степень защиты потерпевших и в качестве компромисса повысить тарифы.

— Будет ли теперь саботаж со стороны автолюбителей?

— Кто-то не будет покупать страховку: проще заплатить штраф 800 рублей, чем отдавать 7000 за полис, который и проверяют-то раз в год, не чаще. Большинство людей вообще не понимают, для чего нужна эта страховка. Боюсь, вернутся проблемы 90-х, когда потерпевший в ДТП будет требовать платы не со страховой компании, а с виновника аварии. Даже сегодня мы видим, что из тех ДТП, что мы оформляем, 2—3 автовладельца не застрахованы — люди таким образом хотят сэкономить.

— Есть мнение, что в конце года, когда кончается срок действия страхования, водители специально будут бить свои машины, чтобы получить выплаты.

— По статистике страховщиков, выплаты ОСАГО на 20% состоят из мошеннических схем, например благодаря европротоколу, когда участники ДТП могут, не вызывая ГИБДД, оформить аварию. Страховщики к этому относятся очень негативно и наверняка теперь ужесточат проверки материалов.

— Кто больше всего ощутит изменения в ОСАГО?

— Стоимость ОСАГО рассчитывается в зависимости от категории машины, от мощности двигателя (чем больше мощность автомобиля, тем выше цена страховки), регистрации собственника авто, его возраста и водительского стажа, плюс скидка за безаварийную езду. То есть общий портрет такой: молодой автовладелец мощной машины с маленьким стажем вождения и опытом участия в ДТП в качестве виновника заплатит за ОСАГО в абсолютном выражении больше, чем опытный водитель с безаварийной историей на маломощном автомобиле.

Лучше перестраховаться

Мы спросили у иркутян: «А у вас есть полис ОСАГО? Приходилось пускать его в дело?»

Павел:

— У меня полис есть, но так как я вожу аккуратно, в ДТП ни разу не попадал и страховку не получал. Однако соблазна не продлевать ОСАГО у меня не было — сотрудники ГАИ постоянно проверяют все документы, я бы на штрафах уже разорился.

Дмитрий Михайлович:

— Конечно, есть, и в дальнейшем буду его оплачивать, хоть теперь он и стоит в полтора раза дороже — ничего не поделаешь. К счастью, у меня безаварийная история, но нет уверенности, что так будет и в дальнейшем — в Иркутске безобразная культура вождения, столько опасных ситуаций на дороге возникает: не ты врежешься, так в тебя!

Руслан:

— Это же обязательное страхование, поэтому есть. У меня было несколько машин и несколько аварий, и каждый раз я с трудом добивался выплат, чаще всего через суд. Столько нервов на это уходит. Но страховаться все равно буду — много езжу, без полиса никуда.

Сергей:

— У меня страховка заканчивается в июле, буду продлевать. Лучше перестраховаться заранее: в прошлом попадал в ДТП, в течение двух месяцев получил выплату. Маленькую — 40% от реальной стоимости ремонта, но хоть что-то.

Наталья:

— Я уже несколько лет за рулем, всегда вовремя покупаю страховку для автомобиля. Несколько месяцев назад в мою машину врезался автобус, никто не пострадал, повреждения получил авто. Но страховку мне выплатили быстро и, на удивление, большую — хватило покрыть все расходы на ремонт. Знаю по опыту знакомых, что такое развитие событий — редкость.

baikalpress_id:  104 065