Олений обоз у священной горы

В местечке Хуторок Ольхонского района в течение двух дней проходил III фестиваль малочисленных народов Иркутской области "Северный Аргиш"

По инициативе генеральной ассамблеи Организации объединенных наций, начиная с 1994 года, 9 августа прописан в международном календаре как День коренных народов мира.

В преддверии этого праздника недалеко от Еланцов, почти на берегу Байкала, состоялся праздник «Северный Аргиш». Два предыдущих мероприятия проходили в Музее деревянного зодчества «Тальцы» и в парке отдыха «Комсомольский» в Иркутске II.

На мероприятие приехали делегации эвенкийских общин Качугского, Казачинско-Ленского, Катангского, Бодайбинского районов, национальных культурных обществ тофаларов из Нижнеудинского района, а также представители землячеств из Иркутска и Улан-Удэ.

Сохранить этнос

В буквальном переводе "аргиш" означает "олений обоз". Однако философское значение этого слова для кочевников гораздо шире — это непростой жизненный путь, пройденный бок о бок с верным другом и кормильцем одновременно — северным оленем. Увы, но проникающая даже в самые отдаленные уголки человеческого обитания цивилизация бьет, что называется, по живому. И вот уже оленьи стойбища превратились в настоящие раритеты, а некогда главного обитателя тундры впору вносить в Красную книгу. Не лучше обстоят дела и у жителей общин из таежной глуши, главными промыслами которых во все времена были охота и рыболовство.

— Нам очень повезло, что Иркутская область входит в число 28 субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают малочисленные народы Севера, — отметил на открытии фестиваля уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин. — И мы знаем, как вам трудно сейчас. Наши представители побывали во всех муниципальных образованиях региона, где проживают эвенки и тофы. На основании их заключений был составлен доклад. В нем четко прописаны меры, которые необходимо предпринять областным властям для улучшения жизни северных народов. И одно из важнейших условий в деле сохранения двух этих этносов — это сохранение их культурных ценностей, языка, народных промыслов.

— Недавно при губернаторе создан Совет по северным народам, утверждено положение, — продолжила тему вице-президент Всероссийской ассоциации коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Нина Вейсалова. — В ближайшее время состоится первое заседание. Советы создаются и в районах. Однако по большей части они пока формальны — никак не удается сдвинуть народ с места, хотя постоянно говорим, что, кроме нас, никто наши проблемы решать не будет. А решать ведь есть что! Так, у нас совершенно не работает постановление о территориях традиционного пользования. Несмотря на законные акты и утвержденный статус, там как рубили лес, так и рубят. Лицензии и квоты дают без всякого согласования. В итоге заходит охотник на очередной сезон, а на его участке одни пеньки и зверь ушел. Для эвенка же тайга даже больше, чем способ выживания, это смысл жизни.

Юбилей общины

— Эвенки и без того никогда своей численностью особо не выделялись, — рассказывает руководитель творческого объединения "Юктэ" из Казачинско-Ленского района, представитель эвенкийской общины «Ханда» Зоя Городилова. — В лучшие времена в деревне Вершина Ханды проживало порядка 80 человек. Сейчас же из постоянных осталось не больше десятка, и все практически люди пожилого возраста. Молодежь бежит из тайги. Да и как иначе, если трактора лесорубов катаются буквально в нескольких метрах от наших домов, здесь же рядом газовики и нефтяники свои вышки устанавливают. Какая уж тут охота! А если нет промысла, то зачем в лесу жить? Нам говорят — давайте развивать этнотуризм. А кто к нам поедет-то? Ведь с комфортом до наших краев не доберешься — сначала на вездеходе, а потом пешочком порядка 17 километров. Вот и уезжают люди — кто в Казачинское, кто в Магистральный... А деревенские дома мужчины теперь больше как перевалочную базу используют, когда сезон охоты или рыбалки начинается.

Ну а чтобы хоть как-то сохранять традиции предков и не забывать родной язык, мы при Доме культуры в Казачинском и создали наше творческое объединение, название которого с эвенкийского переводится как "Родник". Кстати, 13 августа наша хандинская община будет отмечать юбилей — 25-летие. Приглашаем всех в гости на празднование этого знаменательного события.

У подножья горы Ерд

Фестиваль коренных малочисленных народов Иркутской области совсем молодой — впервые он был проведен в 2014 году в Тальцах, через год форум принимали в одном из парков Иркутска II. Новую встречу решили провести в сакральном для всех народов Прибайкалья месте — у горы Ерд.

— По-хорошему, этот фестиваль должен быть кочевым и проводиться непосредственно в районах, где проживают эвенки и тофы, — считает Нина Вейсалова. — Однако пока власти на местах без особого рвения занимаются популяризацией культуры малых народов. Какой уж тут фестиваль! Хорошо хоть с транспортом где-то помогли. Так что вся организация подобных мероприятий в основном держится на энтузиастах, на общественных организациях.

По традиции участники приехали на форум не с пустыми руками. Привезли изделия народного творчества — для участия в конкурсе "Северный сувенир". Наборы необычных для большинства горожан самых что ни на есть натуральных продуктов (морошка, язык оленя, мясо косули и изюбря, множество видов рыбы, которую в магазине не купишь, и еще многое-многое другое) — для участия в конкурсе национальной кухни. А также различную утварь для оформления подворья в конкурсе "Земля сибирская". Не обошлось, конечно, без песен, танцев и игры на национальных музыкальных инструментах. Были проведены состязания "Северный богатырь" и "Северная красавица".

Церемония награждения в итоге затянулась на довольно продолжительное время. Как ни банально это звучит, но без подарков в этот день не остался никто из участников. Пользуясь случаем, Нина Вейсалова вручила своим землякам высшие награды Всероссийской Ассоциации коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Организация существует уже четверть века, в нее входят представители 42 национальностей, а руководителем является депутат Госдумы Григорий Следков. Медалями Ассоциации были отмечены руководитель Бодайбинского культурного центра Любовь Маслянко, старейшина эвенкийского рода из Катангского района Ия Цуркан, руководитель районной организации эвенков Качугского района Светлана Малютина, мастер по пошиву национальной одежды из Иркутска Евгения Гамбоева, а также оленевод из Тофаларии Иннокентий Тогоев.

 Песни и обряды

Наряду с фестивалем коренных народов у подножия горы Ерд в минувшие выходные состоялось еще одно масштабное событие — фестиваль "Песенный фольклор на Байкале". На суд жюри было представлено 27 сольных композиций, 13 номеров в номинации "Коллективное творчество" и 8 постановок в номинации "Обрядовая культура". Пели на русском, бурятском, татарском, чувашском, белорусском, эвенкийском языках.

Лучшим вокалистом в итоге назван 62-летний Дорж Николаев из села Бурят-Янгуты Осинского района. Второе место — у Капитолины Прохоровны Смирновой из поселка Еланцы Ольхонского района. Русская народная песня "Ах вы, сени" в исполнении этой 87-летней женщины никого из зрителей не оставило равнодушным. Третьей стала Нэля Якимова (57 лет) — солистка Татарского народного фольклорного ансамбля "Туган Авылым" из села Хареты Нукутского района.

Среди хоров и ансамблей экспертам больше всего понравилось выступление иркутского коллектива "Белорусы Прибайкалья", исполнившего свадебную песню "Што на реке, реке". Лауреатами также стали народный ансамбль русской песни "Веретенце" из поселка Усть-Ордынского и хор "Смоляночка" из Иркутского района.

Ну и наконец первый приз за яркий запоминающий спектакль, рассказывающий о забытом уже обряде перехода пожилой женщины в послушницы ламы, получили гости из фольклорного коллектива "Улаалзай" из Могойтуйского района Агинского национального округа Забайкальского края.

— У нас в районе существует аж три народных коллектива, — рассказывает руководитель делегации, главный специалист районного управления физической культуры и спорта Бальжима Тогонова. — Однако получив приглашение от организаторов байкальского фестиваля, мы на сей раз решили дать дорогу молодым. Коллективу "Улаалзай", что переводится как "Саранка", из сельского поселения Хила, нынешней осенью исполняется всего год. Открою маленький секрет, многие из артистов на языке предков говорят не очень хорошо — сказывается проживание в населенном пункте, где большинство разговаривает по-русски. Тем не менее наше выступление будет идти на чистом бурятском языке. Готовились мы очень тщательно, а потому очень рассчитываем на победу.

Заметим, на бурятском языке были проведены шесть из восьми заявленных выступлений в данной номинации. В числе призеров в итоге оказались два народных фольклорных ансамбля из Осинского района — "Уряал" из села Обуса и "Гуламта" из поселка Улея.