Одна из самых маленьких школ в Приангарье работает в деревне Крюково

В деревне Крюково Боханского района последний год школа стояла закрытой. Ребятишек в деревне не было, и в использовании школьного здания необходимости не возникало. Но в этом году появились первоклашки, и, чтобы не отдавать детей в интернат, что в соседнем селе, в Крюково решили открыть свою школу.

Правда, сейчас это, наверное, самая маленькая школа в Иркутской области. В ней обучается всего четыре ученика — два мальчика и две девочки. Местные жители надеются, что открытие школы станет началом возрождения деревни. 

Крюково хоть и маленькая, но очень красивая деревня. Рядом лес, по деревне пробегают речушки-ручейки. Работы в деревне почти нет, устроиться можно только в библиотеку, фельдшерский пункт или магазин. Так что крюковцы в основном держат скотину, тем и живут.

В деревне две улицы, а населения всего 150 человек. До 1996 года здесь был колхоз, о котором сегодня напоминают лишь развалины старой фермы, детский сад и начальная школа. Ребятишек здесь всегда было много, и школа работала все годы — и в советское время, и в перестройку, и позднее. В ней было четыре начальных класса, в каждом обучалось по восемь-десять человек. Со временем учеников становилось все меньше и меньше. А год назад остался один ребенок, поэтому школу решили закрыть до лучших времен и, честно говоря, не надеялись открыть. Но благодаря энтузиазму одного человека, жительницы деревни, педагога Любови Александровны Уваровской, школу отремонтировали и открыли в этом году.

— Я работала здесь библиотекарем, у меня было неоконченное педагогическое образование, — рассказывает Любовь Уваровская. — У меня трое маленьких детей, и мы с мужем подумали: как же мы будем отдавать своих трех малышей на всю неделю в интернат? У нас вот девочку, которая осталась одна в начальной школе и которой оставалось доучиться четвертый класс, отдали в интернат, так она там постоянно плачет, скучает по родителям. Я прошла по всем семьям, где были первоклассники, заручилась поддержкой родителей. Они предложили мне завершить обучение, получить диплом педагога и преподавать в нашей школе. Я поехала в отдел образования, настойчиво попросила: «Откройте нам, пожалуйста, школу!» Нам пошли навстречу. Я доучилась и пришла сюда работать.

Впрочем, школа не сразу была готова к приему детей — зданию требовался ремонт. И здесь выкрутились своими силами — собрались всем коллективом и отремонтировали школу.

— Ремонтировалась она не на бюджетные деньги. Нам просто, как в советское время, сказали: «Надо!» И мы ответили: «Есть!» У нас коллектив — всего четыре человека: два сторожа, техничка и учитель. Мы собрали деньги, все обговорили на собрании и отремонтировали школу, чтобы у нас была работа, а у наших детей — школа, — говорит учительница.

Школа с виду напоминает обычный деревенский дом и отличается, пожалуй, только тем, что ярко покрашена, а вместо привычного огорода во внутреннем дворе — спортивная площадка. Сейчас на ней кроме стареньких металлических качелей и турников ничего нет, но учительница обратилась в сельсовет с просьбой включить их в муниципальную программу по созданию в каждом населенном пункте детских спортивных площадок.

Состояние школы сейчас приходится поддерживать своими силами.

— У нас в непогоду упал полностью весь забор, огораживающий детскую площадку и школу; мы сами его поставили. Сторож заготовил столбы, мы их поменяли, потому что старые сгнили. Пришли мой сын, племянник, муж, молодежь деревни — и все вместе установили.

Здание хоть и выглядит непривычно, но внутри все так, как и положено начальной средней школе. Напротив входа — флаг России и портрет президента, рядом уголок для родителей, в классе — доска, портреты писателей, плакаты с таблицей умножения и правилами чистописания. Двухквартирный дом полностью переоборудован под нужды детей. В здании один класс, учительская, спортзал, столовая с электроплитой и холодильником. В классе игровой уголок, место для эмоциональной разгрузки детей. Пока в школе только одна проблема — санэпидстанция запретила готовить обеды, поэтому дети пьют чай с бутербродами, принесенными из дома, печеньем и фруктами.

Малокомплектность школы, уверена учительница, обеспечивает фактически индивидуальный подход к обучению, что положительно отражается на освоении программы.

— Все дети подготовленными пришли в первый класс. К примеру, Саша, очень любознательный мальчик, жадно впитывает знания. Анюта приехала к нам из Черемхово, девочка самостоятельная, хороший друг — сплотила весь класс, молодец. У Даниила здесь живет дедушка, мама приехала сюда работать. У меня самой пятеро детей — два взрослых ребенка, трое малышей. Так что на следующий год в первый класс пойдет моя дочь Женя, через три года — самая младшая.

Сейчас в Крюково молодежи почти нет. Тем не менее местные жители надеются, что с открытием школы постепенно возродится и вся деревня. Ведь когда-то школа была центром всей деревенской жизни и очагом культуры.

— У нас такая хорошая деревня, дружная, никто не ворует, не хулиганит. Друзья приезжают из Казачьего и говорят: «Как у вас хорошо! Открыл калитку, выпустил гусей, поросят — они сами по себе по полям пасутся, никто их не трогает. Помню, какой сплоченной была деревня в 1999 году, когда я сюда приехала. Мы все праздники отмечали вместе. На Новый год вся деревня собиралась в этой школе. Уложим детей, наберем в баночки салаты — и так было весело, дружно! Школа вообще всегда была в нашей деревне, можно сказать, домом культуры. Все важные события и праздники проходили здесь, — рассказывает Любовь Александровна. — У нас скоро будет праздник пожилого человека. Надо с детьми выучить стихи, песни. Мы обязательно пригласим ветеранов, бабушек, дедушек и проведем хороший концерт, чтобы все вместе с нами порадовались, что у нас появилась своя школа.

Иллюстрации: 

Первоклассники, по словам родителей, очень любят свою первую учительницу  и с удовольствием ходят в школу. Детей мало, поэтому обучение, можно сказать, индивидуальное. Сложностей особых нет, потому что дети пришли в первый класс уже подготовлеными к школе.
Первоклассники, по словам родителей, очень любят свою первую учительницу и с удовольствием ходят в школу. Детей мало, поэтому обучение, можно сказать, индивидуальное. Сложностей особых нет, потому что дети пришли в первый класс уже подготовлеными к школе.
Дети младшего школьного возраста  раньше могли учиться только в интернате. В этом году родители первоклассников решили открыть  начальную школу в своей деревне.
Дети младшего школьного возраста раньше могли учиться только в интернате. В этом году родители первоклассников решили открыть начальную школу в своей деревне.
baikalpress_id:  98 706