Образование с умом

Необычную школу, в которой будут жить семьи с приемными детьми, планируют построить в Иркутске к 2018 году 

В апреле известный журналист и телеведущая Тина Канделаки рассказала подробности проекта «Умная школа», который разрабатывался в течение пяти лет. В итоге решено построить в областном центре огромный комплекс: 37 зданий, в том числе жилые дома, детский сад, мастерские и спортивные площадки расположатся на берегу Ангары в микрорайоне Солнечном. По информации авторов проекта, из тысячи учеников порядка 150 будут дети-сироты, к каждому «Умная школа» обещает найти индивидуальный подход и подготовить не только к поступлению в вуз, но и к успешной самореализации выпускников. Важно, что это некоммерческий проект, дети там смогут учиться бесплатно. 

Эксперимент или инновации? 

Пока что «Умную школу» в Приангарье воспринимают как очередное обещание: слишком уж хорошо все выглядит. Многие подозревают, что это своеобразный образовательный эксперимент, и руководители проекта это не отрицают. Они создают передовой формат образования, которое воспитывает цельную личность, ответственно распоряжающуюся собственной жизнью. Кроме того, в планах развития «Умной школы» есть пункт стать ресурсным центром для всех учителей региона и в дальнейшем — страны. В перспективе опыт может быть растиражирован по России. Не лучше ли пробовать реформы и новинки на отдельных учебных заведениях, прежде чем вводить новые стандарты во все школы повсеместно?

Наша система образования колеблется между Востоком и Западом, советского качества уже нет, как нет еще и европейской индивидуализации. Две самые успешные образовательные системы — китайская и финская — диаметрально противоположны в своих основах. 

У китайских школьников очень большая нагрузка, много утвержденных департаментом образования обязательных предметов, тестов и экзаменов, успеваемость регулярно отмечается в табелях, также необходимо каждый день носить форму. Почти как в России. В Финляндии, на­оборот, подход индивидуальный, проверочные работы и домашние задания — на усмотрение учителей, даже экзамены всем сдавать необязательно. Учащиеся сами выбирают — что им интересно, а что нет, могут определить себе предметы или, не мешая другим, заниматься своим делом во время бесполезного с их точки зрения урока. Первый день занятий для них не торжество, а учитель — представитель сферы обслуживания и друг, тогда как для азиатов педагог — уважаемый человек, даже эталон, но уж совсем не ровня. Тем не менее финны показывают отличные результаты уже несколько лет. Именно такую, западную, модель планируют применять в «Умной школе».

Выбор понятен, система образования нашей страны больше не связана с запросами работодателей: тысячи выпускников, получивших профессию, не могут реализовать себя по специальности, тогда как в советское время практически для каждого молодого специалиста было приготовлено место на предприятии.

Государство практически отстранилось от контроля за подготовкой кадров, получилось, что университетский диплом больше не является гарантией карьеры.

— Я хочу, чтобы моих детей учили, согласовываясь с их индивидуальными склонностями и особенностями, а не как всех. И многие родители, которые всерьез задумываются о роли школы, приходят к той же мысли. Разумеется, я думал о том, какими должны в итоге вырасти мои дети, и ответ на этот вопрос у меня простой: дети должны вырасти ответственными за свою жизнь, уметь ею распоряжаться. Психологи называют это развитием субъектной позиции, — объяснил в одном из интервью руководитель проекта Марк Сартан. — Когда человек распоряжается жизнью, это значит — он умеет ставить цели, находить ресурсы для достижения этих целей, опираясь при этом на нравственные основания, а не любыми средствами достигает своих целей. Он умеет планировать и понимать, на каком этапе находится. Всему этому школа, по-хорошему, должна научить, и все эти вещи закладываются новой «Умной школой».

Практические знания оказываются зачастую полезнее теоретических: иметь представление, к примеру, о налогах или правах человека, может быть, нужнее, чем умение вычислить интеграл. Но этому в современных школах уделяют мало времени, натаскивая учащихся на ГИА и ЕГЭ.

Главная цель проекта «Умная школа» — научить ребенка постоянно учиться, осваивать все новые сферы гуманитарного и естественно-научного знания, адаптироваться в любой социально-культурной среде, наконец, уметь самостоятельно создавать новое знание. Мы стремимся вооружить наших учеников универсальным мышлением и вдохновить их на интеллектуальную смелость, которые позволят им ответственно и самостоятельно строить свою жизнь и сотрудничать с другими.

Кампус и его жители 

Под необычный проект выделили 20 гектаров на берегу Чертугеевского залива, напротив пристани в микрорайоне Солнечном, где и расположатся 37 зданий школьного городка. Так много построек необходимо для полноценной жизни людей, ведь приемные семьи переедут туда вместе с детьми. Остальные дети будут ходить в школу из дома — как обычно.

Усыновить ребенка в городских условиях сложно: сразу встает вопрос о расширении жилья, о поиске детского сада и школы, о затратах на все это. В кампусе «Умной школы» предусмотрены и дошкольное учреждение, и объекты досуга. «Умная школа» планирует дать всем равные возможности — а значит, и воспитание в семье для 150 ребят.

В новую школу смогут  ходить и родные, и приемные дети вместе. В основе учебной программы лежат пять содержательных осей, определяющих ее специфику: образно-художественное моделирование мира, психология образовательного процесса, изучение иностранных языков, трудовая деятельность, школьный спорт. Здесь будут учиться дети с разными образовательными, эмоционально-психологическими и физиологическими особенностями, которые обычно не имеют возможности получить образование высокого уровня.

В интернатах и детдомах дети отрезаны от быта, они выходят оттуда не приспособленными к самостоятельной жизни.

Для ребят, оставшихся без попечения родителей, «Умная школа» — шанс на социализацию и выход в реальный мир.

Для особенной школы должна быть особенная внутренняя среда. Поэтому к концу июня выберут архитектурное решение: соревнуются бюро из Сингапура, Финляндии, Дании, США, Японии и Нидерландов. Школа, ориентированная на поиски себя, на развитие фантазии и творчество, не может быть типовой. Кроме того, «Умная школа» станет домом для семей на много лет.

Как рассказали нам в министерстве социального развития, опеки и попечительства, пока что об условиях отбора семей говорить рано, но организаторы «Умной школы» уже начали подготовку социальных работников Приангарья в Качугском, Чунском, Усть-Удинском районах.

Сейчас идет работа с документами, средства на строительство выделит благотворительный фонд, но во время обучения «Умная школа» получит такое же финансирование, как и любая муниципальная школа, исходя из количества учеников.

Стоит отметить, что такой проект школы XXI века будет реализовываться в России впервые, нет аналогов и в других странах. Иркутск, после Москвы и Санкт-Петербурга, самое популярное туристическое направление и одновременно город с богатой историей и насыщенной культурной жизнью, но при этом провинциально спокойный.

Поэтому решили, что здесь лучшее место для «Умной школы». Возможно, три года спустя у нас появится еще один прекрасный повод для гордости.

baikalpress_id:  106 184