О женщинах Иркутского авиационного завода

На Иркутском авиационном заводе — филиале ОАО «Корпорация «Иркут» женщины составляют почти половину коллектива, причем они трудятся не только в традиционно женских сферах, но и на производстве.

Заводчанки успешно освоили сотни рабочих специальностей — чистильщик металла, отливок, изделий; резчик на пилах, ножовках и станках; травильщик; формовщик по выплавляемым моделям; термист, занятый на ручной загрузке и выгрузке горячего металла; машинист крана; шихтовщик; монтажник электрооборудования летательных аппаратов; обойщик; пирометрист; дефектоскопист…

Нет такого подразделения, цеха или отдела на ИАЗ, где бы не трудились женщины. Они наравне с мужчинами руководят, создают и внедряют инновационные технологии, работают за станками. Вот только один пример: рекордсменкой по трудовому стажу является заслуженный работник ИАЗ, слесарь Мария Михайловна Леонова, которая трудится на родном предприятии уже 63-й год! На ведущих позициях заводские женщины и во многих других сферах.

Знакомьтесь — Светлана Кабакова, слесарь-инструментальщик 5-го разряда. Эта милая, хрупкая, обаятельная женщина наголову разбивает все сложившиеся стереотипы о представительницах рабочей профессии. «В обслуживании у меня пять станков с ЧПУ, к которым я собираю наладки, состоящие из патрона, цанги, удлинителя и фрезы, — рассказывает Светлана Геннадьевна. — От настройки оборудования зависит многое: неправильно наладку соберешь – деталь в брак уйдет. Дело ответственное, в работе важны и глубокое знание техпроцессов, и внимательность. На этом месте я уже пять лет, а когда после школы на завод устроилась, работала токарем-револьверщиком…»

— Все считают, что уж в кузнице-то должны работать одни мужчины, а у нас 50 на 50, — говорит начальник кузнечного цеха Сергей Максимов. — Женщины в цехе — и контролеры, и машинисты кранов, и распределители работ. Многие заняты на сложных работах. К примеру, занимаются обдиркой заготовок и штамповок (то есть доводят их до нужных размеров, убирают дефекты), травлением алюминиевых деталей и изделий из нержавеющей стали, пескоструйной обработкой заготовок.

Все работницы кузнечного цеха – опытные, задания выполняют быстро и с высоким качеством, легко управляются с пневматическими дрелями, трудятся на обдирочных станках и наждаках. «Почему именно женщины? Да потому что мужчины не всегда выдерживают, – констатирует факт начальник цеха. – Ведь кроме крепкого здоровья наша работа требует постоянного внимания, скрупулезности, а эти качества присущи больше женщинам. Специфика кузнечного производства такова: заготовка проходит поэтапную обработку, и если в изделии есть дефекты, их важно обнаружить заранее. А недоглядел на начальном этапе – деталь идет в брак. С задачей своевременного выявления и предотвращения брака женщины зачастую справляются лучше».

Любая из работниц кузнечного заслуживает похвалы, однако особо руководитель цеха хотел бы выделить за ответственное отношение к делу слесаря Наталью Масленг, отмеченную званием «Лучший по профессии», грамотами и благодарностями руководства: «Ее роль в коллективе ключевая, она — бригадир — и свою работу делает, и за других отвечает, со всеми старается найти общий язык».

— Работа слесаря в кузнице кропотливая и довольно тяжелая, – признается Наталья Михайловна. – Детали надо обработать на наждаке, на дрелях, проверить на трещины, предъявить контролерам. Без трудолюбия, любви к своему делу тут никак, поэтому и сама давно усвоила, и девчонок своих учу: раз уж устроились в кузницу, то в первую очередь надо добросовестно относиться к своим обязанностям…

На участке точного литья (металлургическое производство ИАЗ) тоже трудятся преимущественно женщины.

Почему? «Да потому что они старательные, – объясняет Евгений Полозов, начальник участка. – Только им под силу по 8 часов подряд выполнять эту монотонную, но требующую ювелирной точности и скорости работу…»

Все этапы литейного производства взаимосвязаны, и нигде невозможен простой. Иногда за день необходимо обработать несколько тысяч деталей, при этом оставить работу на завтра нельзя – будет нарушена технология, сорвется следующий этап. Своим коллективом, благодаря которому производство работает как швейцарские часы, руководитель гордится. Среди лучших – Алевтина Петрова, чистильщик отливок с многолетним стажем. Алевтина Прохоровна носит звания «Ветеран труда» и «Лучший по профессии», отмечена знаком «За верность авиации» и благодарностями руководства ИАЗ.

Алевтина Прохоровна очищает отливки (будущие заготовки деталей самолета) на пескоструйке. Порой за день приходится очистить или несколько крупных деталей, или тысячи мелких – размером не более сантиметра. И тут на первое место выходит опыт, которого Алевтине Прохоровне не занимать, все-таки 30 лет в профессии. «Уже интуитивно чувствуешь, как повернуть деталь, чтобы дело шло быстрее и с лучшим качеством, – рассказывает она. – Тяжело, конечно, но ведь моя работа нужна заводу, самолетам нашим. Значит, будем трудиться…»

За годы работы Алевтине Петровой довелось изготавливать детали для самолетов Як-28, МиГ-23, МиГ-27, Су-27, Бе-200, Су-30, Як-130. А скоро и первые детали на МС-21 пойдут.
Не менее ответственной работой на своем участке Евгений Полозов считает создание по моделям керамических форм. «Это самый первый этап изготовления детали, – объясняет руководитель. – Впоследствии в форму заливается металл — и получается отливка. Ее качество напрямую зависит от работы формовщиков: до 90% брака в литье – это неправильно изготовленная форма. Здесь не только руки золотые нужны, но и голова». По мнению формовщика по выплавляемым моделям Елены Сунгаевой, «сделать форму – все равно что испечь слоеный торт». Свои формы она «печет» вот уже 9 лет и, как специалисту высокого класса, ей доверяют самые важные и срочные задания. Шесть вертушек, на каждой из которых до 30 деталей, – обычная дневная норма Елены Сунгаевой. Слой за слоем будущий «горшок» (как между собой называют керамическую оболочку работницы) окунается сначала в специальный состав, а потом в кварцевый песок, и каждый слой сушится. Номенклатура литейного цеха насчитывает более 2000 наименований деталей. «Знаю их все, – говорит формовщица, – ведь через мои руки прошли».

Работу каждой своей сотрудницы, вклад в общее дело руководитель оценивает очень высоко, и для каждой у него есть слова признательности.

«В канун праздника хочу от всего сердца пожелать нашим женщинам стабильности и финансового благополучия, – говорит Евгений Полозов. – И, конечно, душевной теплоты, счастья и мира в семьях».

Общая протяженность проводов, проложенных внутри учебно-боевого самолета Як-130, составляет около 30 км, а истребителя Су-30 – около 70 км. И каждый метр собран руками работниц цеха сборки бортовой электрической сети. В самом «женском» цехе на заводе трудится 230 дам. «Это на 100% ручной труд, кропотливая, тонкая и во многом ювелирная работа, в которой качество – фактор первостепенный, – говорит Сергей Пухов, начальник цеха 206 ИАЗ. – Как не всякий мужчина может освоить вязание, так и с нашей работой не каждый справится. Только представьте – в разъеме размером не более 40 мм необходимо запаять от 100 и более контактов. Чтобы соединить вместе десятки и сотни проводов, необходимы острое зрение, терпение, усидчивость. Обучиться можно только на практике, необходимые навыки приходят с опытом».

С запуском в серийное производство нового гражданского лайнера МС-21 объемы работ у цеха 206 станут еще больше. «Именно поэтому хочу пожелать нашему замечательному коллективу профессионального роста и оптимистичного взгляда в будущее, – подчеркнул начальник цеха. – В канун праздника поздравляю всех наших милых, очаровательных, прекрасных дам. От души желаю надежного тыла, здоровья, благополучия, любви…»

Ведением бухгалтерского, налогового и управленческого учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, сдачей отчетности и взаимодействием с налоговыми органами занимается бухгалтерия ИАЗ, коллектив которой, за исключением руководителя, сугубо женский. В подчинении у главного бухгалтера ИАЗ Евгения Шешукова 104 сотрудницы, и каждую отличает не только высокий профессионализм, но и душевная доброта, искренность, открытость. «По-другому у нас нельзя, ведь мы работаем с людьми, — объясняет главный бухгалтер. — А достигать высоких результатов сотрудницам заводской бухгалтерии помогают такие профессиональные качества, как выдержка, точность, аккуратность, усердие и трудолюбие. Дорогие коллеги! Успех в нашей общей работе — во многом ваша заслуга.

Неоценим ваш ежедневный вклад в формирование и развитие учетных процессов бухгалтерии, в решение текущих производственных вопросов. Позвольте выразить вам глубокую признательность за преданность и терпение, мудрость и понимание. От всей души желаю крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, красоты и обаяния!»

За защиту информации на ИАЗ и обеспечение пропускного порядка (вместе с другими подразделениями СБиР) отвечает отдел режима, и он более чем наполовину состоит из женщин.

О своих подчиненных – сотрудницах бюро пропусков, группы допусков, бюро организации и контроля, работницах камер хранения – начальник отдела режима ИАЗ Сергей Макаров отзывается с большим уважением. «Всех наших женщин отличает высокая степень ответственности, профессионализм, умение работать в команде, – говорит руководитель. – Других у нас просто быть не может, ведь сфера деятельности отдела режима – защита гостайны, конфиденциальной информации и безопасность предприятия».

Сотрудницы отдела обеспечивают пропускной режим на заводе, хранение и обработку информации ограниченного доступа, поддержание баз данных АРМов в актуальном состоянии, разработку нормативной документации, взаимодействие с другими подразделениями ИАЗ и внешними организациями. И это лишь неполный перечень задач коллектива, с которым сотрудницы справляются на отлично.

— В преддверии праздника всем женщинам отдела режима, всем заводчанкам желаю здоровья, душевной теплоты, семейного счастья! Желаю любить и быть любимыми, получать и отдавать много позитивных эмоций! – поздравил коллег Сергей Макаров.

Надежда Иванова, начальник отдела внутреннего аудита

Руководитель с многолетним стажем, мама троих сыновей. В начале 90-х сменила сферу деятельности – освоила новую профессию, став аудитором. Создала и возглавила сначала первую в Иркутске аудиторскую фирму, а через 7 лет – новый отдел на Иркутском авиазаводе, одном из ведущих авиастроительных предприятий России. Уже 15 лет Надежда Владимировна является бессменным руководителем отдела внутреннего аудита ИАЗ. В список задач отдела входит проведение проверок (не менее 20 за год), согласование договоров (более 2000 за год), рассмотрение документации по закупкам, разработка нормативных документов, консультационная деятельность. Конечная цель работы заводского аудита – выстраивание системы контроля, исключающей возможность внутренних нарушений.

В преддверии весеннего праздника Надежда Владимировна желает всем женщинам стать первоклассными специалистами в своем деле. «Конечно, важно успешно строить карьеру, но при этом нужно соблюдать баланс интересов, – добавляет Надежда Иванова. – Работа, даже самая любимая, никогда не заменит нам семью. Желаю всем найти свое место в жизни, а если нужно – набраться мужества и начать все заново, ведь только при этом условии есть шанс достигнуть того, чего больше всего желаешь».

Наталья Ларионенко, инженер-конструктор с почти 45-летним стажем

Наталья Владимировна вырастила пятерых сыновей: Евгения, Дениса, Антона, Андрея и Михаила. «С юности мечтала о большой семье, как минимум двух сыновьях и дочке, – рассказывает она. – Сыновей в итоге пятеро, а вместо дочек у меня невестки – хорошие, грех жаловаться. Уже и четверо внучат подрастают…». Семья Ларионенко с традициями – совместно отмечают праздники, выезжают на Байкал. «Очень радует, что старшие сыновья, у которых уже свои семьи, строят отношения именно так, как было заведено дома».

Будучи мамой с большим стажем, в первую очередь Наталья Владимировна желает всем женщинам, чтобы дети были здоровыми: «Когда ребятишки не болеют – это самое большое счастье, тогда и дома все ладится, и на работе. А еще желаю житейской мудрости, способности по достоинству ценить простые радости, которые жизнь нам дарит каждый день».

Ирина Жаховчик, инженер-технолог

Молодой специалист – на заводе только пять лет. Имея диплом машиностроительного факультета ИрГТУ, сейчас получает второе высшее образование — «Финансовый менеджмент» в МГИУ. Ирина Жаховчик – победительница международного форума «Инженеры будущего»: в 2013 году заняла первое место в командном зачете и второе – в личном рейтинге. Тяга к покорению новых вершин заставила Ирину подать заявку на участие в Эстафете олимпийского огня. В итоге 24 ноября 2013 года наравне с титулованными спортсменами, участниками и призерами Олимпийских игр, почетными гражданами Иркутска Ирина пронесла факел зимней Олимпиады по улицам нашего города.

— Поздравляя всех женщин с весенним праздником, желаю красоты и обаяния. Всегда помните: только от нас зависит, какой будет наша жизнь! Поэтому желаю всегда быть активными, позитивными и яркими. Всегда добиваться поставленных целей и не бояться неудач, которые делают нас только сильнее! Согласитесь, жизнь интереснее, когда ты в постоянном движении!

Дорогие заводчанки, милые женщины!

Позвольте сердечно поздравить вас с первым весенним праздником – Международным женским днем 8 Марта!

С первых дней жизни каждого из нас согревает тепло материнских рук. Все наши самые светлые воспоминания детства связаны с именем матери, и они остаются с нами на всю жизнь…
Ваша бесконечная мудрость, душевная щедрость и терпение являются залогом гармонии не только в семье, но и в государстве. Сегодня женщины добиваются блистательных результатов в самых разнообразных сферах деятельности, в том числе и на производстве. К примеру, у нас, на Иркутском авиазаводе, из почти 12 тысяч работников 5266 – женщины. Заводчанки трудятся во всех без исключения подразделениях ИАЗ, а в некоторых составляют абсолютное большинство. Около 500 женщин являются руководителями разного уровня. Многие имеют высшее и среднее профильное образование. Нередко именно женщины задают тон сильной половине в своем отношении к труду, стремлении к совершенству, умении и желании брать новые высоты.

Милые женщины! От всего сердца желаю вам доброго здоровья, оптимизма, мира и благополучия в семьях! Пусть этот солнечный праздник наполнит душу долгожданным теплом, а в вашей жизни будет как можно меньше огорчений и тревог! От души желаю вам счастья, ведь когда женщина счастлива, она способна сделать счастливыми всех, кто ей дорог!

С наилучшими пожеланиями, Александр Вепрев, генеральный директор Иркутского авиационного завода – филиала ОАО «Корпорация «Иркут», вице-президент, депутат Законодательного собрания Иркутской области.

Иркутский авиационный завод — филиал ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» — ведет свою историю с 1934 года, в августе которого был введен в строй завод 

№ 125 имени Сталина наркомата тяжелой промышленности СССР. Уже в феврале 1935 года с грунтовой взлетно-посадочной полосы заводского аэродрома взлетел в небо первенец иркутских авиастроителей — истребитель И-14. С тех пор на ИАЗ построено уже около 7000 самолетов более 30 марок и типов — практически всех ведущих авиационных КБ страны. Иркутские крылатые машины надежно защищают небо нашей Родины, кроме того, в разные годы они поставлялись в 37 стран мира.

Сегодня Иркутский авиационный завод является одним из признанных лидеров авиационной промышленности России. Министерство промышленности и торговли РФ по результатам 2008-го, 2009-го, 2010-го, 2011-го и 2012-го года присваивало ОАО «Корпорация «Иркут» (чьей основной производственной площадкой является ИАЗ) звание лучшего экспортера в номинации «Авиастроение (самолетостроение)».

На протяжении последнего десятилетия основой продуктовой линейки ИАЗ является многоцелевой истребитель семейства Су-30МК — первый серийный боевой самолет, обладающий сверхманевренностью, оснащенный бортовой РЛС с фазированной антенной решеткой. В его конструкцию были интегрированы лучшие отечественные и зарубежные технологии. За 10 лет самолетов марки Су-30МКИ (и его модификаций) реализовано иностранным заказчикам на сумму, превышающую $10 млрд. В настоящее время завод выполняет работы по очередному контракту с Индией на поставку 42 самолетокомплектов Су-30МКИ. Кроме того, в сотрудничестве с ОКБ Сухого ведется подготовка к осуществлению программы модернизации Су-30МКИ, ранее поставленных в Индию. Также идут работы по оснащению Су-30МКИ российско-индийскими сверхзвуковыми ракетами «БраМос».

В 2011—2012 годах Минобороны РФ и ОАО «Корпорация «Иркут» подписали два контракта на поставку в 2012—2015 годах 60 многоцелевых истребителей Су-30СМ (новая модификация, специально доработанная с учетом требований ВВС России). В декабре 2013 года заключен еще один контракт на поставку морской авиации ВМФ России первых партий истребителей Су-30СМ и учебно-боевых самолетов Як-130.

Учебно-боевой самолет нового поколения Як-130, который выпускается на Иркутском авиазаводе, выбран в качестве базового для основной и повышенной подготовки летчиков ВВС России. Первый полет иркутского Як-130 состоялся 21 августа 2009 года. Як-130 представляет собой качественно новый стандарт самолетов такого класса, которые обеспечивают 80% программы подготовки пилотов, при этом обучение обходится в шесть раз дешевле, чем на Су-30МКИ. Комплексная система управления Як-130 позволяет обучать полетам на больших углах атаки и выполнять фигуры высшего пилотажа, включая вход в штопор и выход из него.

Система предохраняет пилота от ошибок: например, она автоматически уводит от непроизвольного снижения высоты.

Репрограммируемая память позволяет пилотам в сжатые сроки осваивать навыки пилотирования самолетов поколения «4+» и «5». В 2011 году корпорация «Иркут» успешно завершила поставку первой партии Як-130 иностранному заказчику. В декабре 2011 года Минобороны РФ и ОАО «Корпорация «Иркут» подписали контракт на поставку в 2012—2015 годах 55 самолетов Як-130 для оснащения учебных центров ВВС РФ. В 2012 году проведены поставки первой партии 15 самолетов Як-130 Министерству обороны РФ. В 2013 году в войска поступило 18 новых машин. Планы по поставкам на 2014 год существенно увеличены.

МС-21 — магистральный самолет XXI века — основной перспективный проект авиационной промышленности России в сегменте гражданской авиации. Распоряжением президента РФ от 6 июня 2010 года корпорация «Иркут» определена единственным исполнителем госзаказов на разработку и сертификацию пассажирских самолетов нового поколения МС-21. Именно с этим самолетом связывают будущее Иркутского авиационного завода на десятилетия вперед.

Благодаря комплексу инновационных решений в конструкции — внедрению передовых авиатехнологий, применению композитных материалов, улучшенной аэродинамике, экономичному двигателю, современной авионике, перспективным самолетным системам — МС-21, в сравнении с ближайшими конкурентами (А-320 и «Боинг-737») сможет обеспечить 12—15-процентную экономию операционных расходов и более высокий уровень комфорта для пассажиров. Самолет соответствует самым современным требованиям по шуму и выбросам вредных веществ. Уникальные характеристики базирования дадут возможность эксплуатировать самолет на большей части взлетно-посадочных полос России, во всех климатических зонах, в любое время суток и в любых метеоусловиях.

Производство самолетов МС-21 разворачивается на Иркутском авиазаводе.

Иллюстрации: 

Светлана Кабакова
Светлана Кабакова
Наталья Масленг
Наталья Масленг
Алевтина Петрова
Алевтина Петрова
Елена Сунгаева
Елена Сунгаева
Надежда Иванова, начальник отдела внутреннего аудита
Надежда Иванова, начальник отдела внутреннего аудита
Наталья Ларионенко, инженер-конструктор с почти 45-летним стажем
Наталья Ларионенко, инженер-конструктор с почти 45-летним стажем
Ирина Жаховчик, инженер-технолог
Ирина Жаховчик, инженер-технолог
Цех сборки бортовой электросети
Цех сборки бортовой электросети
Сегодня Иркутский авиационный завод является одним из признанных лидеров авиационной промышленности России
Сегодня Иркутский авиационный завод является одним из признанных лидеров авиационной промышленности России
Александр Вепрев, генеральный директор Иркутского авиационного завода – филиала ОАО «Корпорация «Иркут», вице-президент, депутат Законодательного собрания Иркутской области
Александр Вепрев, генеральный директор Иркутского авиационного завода – филиала ОАО «Корпорация «Иркут», вице-президент, депутат Законодательного собрания Иркутской области
baikalpress_id:  83 360