О государственной поддержке, выделении земли, покупке техники

Министр сельского хозяйства региона Илья Сумароков ответил на вопросы фермеров

Весь этот год газета «СМ Номер один» под рубрикой «Аграрный вопрос» рассказывала о фермерах Иркутской области. Они делились с нами своими первыми шагами в аграрной отрасли, секретами своего успеха, предостерегали от неудач. И каждый из них задавал свой аграрный вопрос. Все эти вопросы, как мы обещали, были переданы министру сельского хозяйства региона Илье Сумарокову. Сегодня мы публикуем его ответы. Сразу отметим: не все вопросы касались его компетенции. Часть вопросов передана в другие профильные министерства.

Алексей Труфанов, Черемховский район:

— Почему индивидуальные предприниматели и акционерные общества, занимающиеся сельским хозяйством, не могут участвовать в федеральной программе по развитию семейных животноводческих ферм? Я считаю, что это упущение. Ведь хозяйства с таким статусом ничем не отличаются от КФХ и могут рассчитывать на поддержку государства.

— Для начала определимся, что такое семейная животноводческая ферма. Под семейной животноводческой фермой понимается производственный объект, предназначенный для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных, находящихся в собственности и пользовании К(Ф)Х, созданного в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», члены которого связаны родством и совместно осуществляют в сфере сельского хозяйства производственную и хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии.

Государственная поддержка развития семейных животноводческих ферм производится в рамках подпрограммы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Иркутской области» на 2014—2020 годы государственной программы Иркутской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014—2020 годы.

Целью подпрограммы является увеличение числа семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х и их дальнейшего развития и распространения на территории области.

Подпрограмма не предусматривает участия в ней организаций.

Лев Асалханов, Осинский район:

— Наше крестьянско-фермерское хозяйство находится по дороге Майск — Рассвет. Путь этот печально известен как местным жителям, так и туристам, которые едут отдыхать на «Золотые пески». Дорога не асфальтирована, она была отсыпана еще в восьмидесятые. Пыль от сотен машин, едущих на отдых, стоит ужасная. На этой дороге, во многом из-за ее состояния, часто происходят аварии. Я езжу на ферму каждый день и на своем опыте испытал все ее особенности. Отремонтировать эту дорогу обещали уже три губернатора области. Проектно-сметная документация давно готова, но ремонт все время откладывается. Речь идет о 30 километрах. Думаю, что область должна все-таки изыскать средства. Ремонт этой дороги улучшит жизнь многих жителей и поможет в развитии цивилизованного туризма.

— В 2018—2020 годах капитальный ремонт автомобильной дороги Майская — Рассвет на участке 9+700—35+700 в Осинском районе предусмотрен государственной программой Иркутской области «Развитие дорожного хозяйства» на 2014—2020 годы, с объемом финансирования более 2 миллиардов рублей.

Валерий Манхаев, Ольхонский район:

— Мне было суждено родиться в прекрасном, святом для каждого бурята месте. Здесь веками жили мои предки. Земли, на которых я веду деятельность (местность Хуторук, берег Байкала. — Ред.), по закону относятся к территории Прибайкальского национального парка, здесь произрастают редкие травы, особая природа. И я хочу узнать: как можно узаконить мою работу? Ведь получается, что все, что я делаю — пасу скот, развожу овец, даже просто живу здесь — незаконно. Такая проблема в Ольхонском районе не только у меня. Ведь ничего плохого мы не делаем. Наш труд никак не вредит национальному парку. Очень жду, что власть обратит на нас внимание, поможет сохранять и развивать традиционные формы ведения хозяйства таким фермерам, как я.

— Прибайкальский национальный парк является особо охраняемой природной территорией. Правовой режим таких территорий регулируется федеральным законодательством. Согласно статье 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», все природные ресурсы, в том числе земля, в границах национальных парков изымаются из гражданского оборота, запрещается изменение целевого назначения земельных участков. Любая деятельность, в том числе хозяйственная, должна осуществляться в границах парков с учетом их зонирования, то есть с соблюдением назначения зон, их местоположения и правового режима, установленных положениями о национальных парках.

Вместе с тем в состав Прибайкальского национального парка включены земли сельскохозяйственного назначения (земли бывших колхозов и совхозов), которые могут в соответствии с целевым назначением использоваться для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Для ответа на заданный вопрос необходимо уточнить, к какой именно категории земель относится используемый для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства участок. За наиболее подробной консультацией можно обратиться в дирекцию парка ФГБУ «Заповедное Прибайкалье»: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291б, тел. (8-3952) 350-615, 350-662.

Александр Урбагаев, Нукутский район:

— Головной боли фермерам, и мне в том числе, добавляет повышение процентной ставки по кредитам. Конечно, есть субсидии федерального центра, но приходят они не всегда вовремя. Предлагаю ввести понятие сезонности платежей. Нам, людям, работающим на земле, было бы удобнее разбить график платежей по временам года. Осенью, когда получен урожай, можно было бы платить больше, а весной, когда нужно много средств для проведения полевых работ, сумма была бы меньше. Это было бы удобно для всех аграриев.

— АО «Россельхозбанк» предоставляет кредиты на цели, связанные с проведением сезонных работ. График погашения основного долга (кредита) устанавливается с учетом длительности технологического цикла, схемы материальных и финансовых потоков. При этом погашение задолженности единовременным платежом в конце срока кредитования не допускается. Уплата процентов за пользование кредитом осуществляется ежемесячно.

Возможно досрочное погашение кредита заемщиком. Комиссия за досрочное погашение основного долга (кредита) по инициативе заемщика не взимается.

Андрей Матвеев, Боханский район:

— В данный момент я выкупаю землю на площади 1071 га. Это в основном земли бывшего колхоза «Труженик». Но я уже сейчас понимаю, что мне нужно будет вскоре расширяться, увеличивать посевной клин. А расширяться некуда. Многие люди взяли паи под сенокосы, но по факту землей не пользуются. Есть такой закон, что если земля в течение трех лет не обрабатывается, то участок изымается. Однако по факту я не слышал ни об одном случае, когда этот закон реально работал бы. В результате мы имеем ситуацию: стоят заброшенные поля, а работать на них нельзя.

Аркадий Балтаев, Эхирит-Булагатский район:

— Моя ферма находится неподалеку от двух крупных населенных пунктов — поселка Усть-Ордынского и Иркутска. Но земля, которую давали всем местным жителям в 90-х, зачастую не используется — у людей нет для этого техники. Поля потихоньку зарастают лесом. По закону эти наделы государство должно изымать из обращения. Было бы большим подспорьем, если бы я, как фермер, который имеет план запустить собственное производство, мог приобрести землю на льготных условиях.

— Земля, переданная гражданам в период земельной реформы 90-х годов в виде земельных долей, находится в частной собственности. Государство не регулирует цены на земельные участки, не находящиеся в государственной, муниципальной собственности, при их реализации.

Что касается порядка изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, то он предусмотрен статьями 6, 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В случае если люди наделены земельными долями, доли не выделены в натуре и собственники долей не распоряжаются ими никаким образом, орган местного самоуправления поселения обязан организовать процедуру признания земельных долей невостребованными.

Невостребованной земельной долей признается земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию.

Невостребованные земельные доли переходят в муниципальную собственность по решению суда, после чего орган местного само­управления поселения обязан их реализовать сельскохозяйственным организациям или крестьянским (фермерским) хозяйствам по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размерам этих земельных долей. Через полгода с момента регистрации права муниципальной собственности на земельные доли, в случае если никто не заключил договор купли-продажи земельных долей, орган местного самоуправления обязан выделить земельный участок в натуре в счет земельных долей и предпринять меры к передаче без проведения торгов использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность по цене в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, или в аренду с арендной платой в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.

В случае если собственник выделил земельный участок сельскохозяйственного назначения в счет земельной доли и не использует его по назначению в течение трех и более лет подряд, изъятие такого участка осуществляется после проведение проверки территориальным органом Россельхознадзора в рамках государственного земельного надзора и неисполнения собственником выданного предписания об устранении нарушения. В таком случае надзорный орган направляет материалы в министерство имущественных отношений Иркутской области, которое выходит с иском в суд об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов. Цена реализуемого участка устанавливается на основании проведенной оценки стоимости имущества. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка.

Таким образом в целях изъятия земельного участка у его собственника в связи с неиспользованием земли по назначению необходимо обратиться в Главное управление Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия и инициировать проведение государственного земельного надзора.

Сергей Павлов, Аларский район:

— Наше хозяйство относится к СХПК. Аббревиатура расшифровывается как «сельскохозяйственный производственный кооператив». Все кооперативы нашей страны входят в ревизионный союз. Каждый год мы платим туда членские взносы. Но, по моим данным, сумма взносов в регионах страны отличается, причем очень существенно. Будет справедливо, если брать будут такую сумму, которая устроит всех членов союза. Нужно, чтобы она была посильна для каждого кооператива и была одинаковой. Кто работает на земле, знает, как дорог каждый заработанный рубль.

— Ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов Иркутской области (далее — союз) является некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, ФЗ РФ «О сельскохозяйственной кооперации», ФЗ РФ «О некоммерческих организациях».

Вопрос установления размеров членских взносов относится к компетенции общего собрания членов ревизионного союза.

Сергей Гладцунов, Боханский район:

— Уважаемые власти, почему нельзя организовать централизованный закуп зерна? Ведь удачные примеры таких инициатив есть, и ходить далеко не надо — в Новосибирске эта проблема успешно решена, аграрии там вздохнули свободно. У нас в регионе я часто слышу разговоры о том, что нужно запустить такой проект в Аларском районе. Но пока это только разговоры.

— Для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее — Минсельхоз) ежегодно проводит государственные закупочные интервенции, которые проводятся на биржевых площадках ЗАО «Национальная торговая биржа» (ЗАО НТБ). Ближайшая биржевая площадка к Иркутской области — город Новосибирск. Поэтому у производителей зерна Новосибирской области не встает вопрос по реализации зерна.

Более подробную информацию можно найти на официальном сайте ЗАО НТБ https://www.namex.org/Zakupki2015/norm_docs15/

Для централизованного закупа зерна у сельхозтоваропроизводителей Иркутской области необходима организация системы полного цикла — от производства до потребления.

Министерством сельского хозяйства Иркутской области прорабатывается также вопрос разработки инвестиционных проектов по строительству свинокомплексов, молочно-товарных ферм. Реализация проектов также поможет решить вопрос о реализации зерна.

Виктор Катанаев, Эхирит-Булагатский район:

— На пост министра сельского хозяйства заступил новый для нас человек, Илья Сумароков. Я, как фермер, хочу, чтобы руководитель начал свою работу с объезда хозяйств. Это позволит ему оценить ситуацию в аграрном секторе региона на местах. Как показывает практика на бумаге, в документах все может выглядеть совсем по-другому, так что он должен посмотреть на наш потенциал своими глазами. Владимир Ленин считал, что фермер должен быть в системе плановой экономики. Это его убеждение, к сожалению, не удалось реализовать сто лет назад. Но я надеюсь, что на нас все-таки обратят внимание.

Недавно в области заработала программа «Начинающий фермер». Это программа должна быть продолжена. Фермер — это самая устойчивая социальная прослойка. Крестьянину нужна устойчивая власть, чтобы быть спокойным в завтрашнем дне.

— Основной задачей в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Иркутской области» на 2014—2020 годы» является организация и развитие малых форм хозяйствования.

По итогам 2014 года доля государственной поддержки малых форм хозяйствования в области из федерального и областного бюджетов составила 29,4% от общего объема финансирования сельскохозяйственного производства (744,4 млн рублей), в том числе из областного бюджета — 35,6%.

В целях оказания поддержки вновь созданным фермерским хозяйствам с 2012 года в Иркутской области реализуется программа поддержки начинающих фермеров, которая направлена на развитие малого сельского бизнеса, стимулирование перехода граждан, занимающихся ведением личного подворья, в КФХ. Поддержка начинающим фермерам из областного и федерального бюджетов на условиях софинансирования оказывается на конкурсной основе в виде грантов размером до 1500 тыс. рублей.

Гранты для начинающих фермеров за 2012—2015 годы выделены 239 вновь созданным хозяйствам на сумму более 362 млн рублей, из них около 200 млн руб. — средства областного бюджета.
Данная программа имеет долгосрочный характер, рассчитана на перспективное увеличение числа крестьянских (фермерских) хозяйств в аграрном секторе и, как следствие, увеличение предложения сельскохозяйственной продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами Иркутской области.

Евгений Дьяченко, Заларинский район:

— Сейчас в правительстве области произошло много изменений. Новый губернатор подобрал себе новую команду. Надеюсь на положительные перемены в сельском хозяйстве. Во-первых, нужно, на мой взгляд, вернуть поддержку на приобретение средств защиты растений. Купить самостоятельно эти препараты дорого, не у каждого фермера есть такая возможность. Во-вторых, необходимо установить фиксированную цену на горюче-смазочные материалы для всех сельхозпроизводителей. Такая практика когда-то была, и к ней нужно возвращаться. В-третьих, нужна программа по модернизации техники. Автопарк должен обновляться своевременно. Была хорошая программа, по которой можно было купить технику в лизинг. Кто-то успел ей воспользоваться, а кто-то нет. Растить хлеб — труд тяжелый, должна быть планомерная, ощутимая поддержка от государства.

— 1. Государственной программой Иркутской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Иркутской области» на 2014—2020 годы (далее — программа) предусматривались субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение средств защиты растений.

В 2013 году сельхозтоваропроизводителям было выплачено из областного бюджета более 30 млн рублей на возмещение затрат на приобретенные средства защиты растений. В 2014 году в связи с дефицитом бюджета было принято решение о сокращении субсидий на приобретение средств защиты растений до 7,37 млн рублей.

В 2015 году также выплачены субсидии в размере 8,1 млн рублей, направленные на борьбу с особо опасными вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, по ставке 80 рублей на 1 гектар обработанной площади. Выделение этих средств позволило компенсировать сельхозтоваропроизводителям до 50% стоимости использованных инсектицидов и фунгицидов.

2. До 2013 года действовали льготные фиксированные цены на ГСМ, устанавливаемые нефтяными компаниями по указу Правительства РФ, с компенсацией части затрат (10%) из федерального бюджета.
С 2013 года действует новый механизм выделения субсидий на приобретение ГСМ — оказание несвязанной поддержки в области растениеводства на компенсацию части затрат для проведения агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, с учетом уровня интенсивности.

3. Обновление и приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования в Иркутской области ведется согласно программе по следующим направлениям:

  • по экономически значимым инвестиционным проектам с 50% компенсацией, реализуемым в области с 2011—2012 гг. Срок действия инвестиционных проектов 5 лет. Срок окончания реализации проектов 2016 год;
  • по договорам финансовой аренды (лизинга) сроком более 5 лет с компенсацией 50% лизинговых платежей.

Этот механизм восстановлен с 2013 года, в том году на новый лизинг было использовано 33,3 млн рублей средств областного бюджета, в 2014 году — 63,5 млн рублей средств областного бюджета. В 2015 году на новый лизинг средств не было в связи с кредиторской задолженностью 2014 года. В дальнейшем эта программа будет работать.

Техника и оборудование приобретается также:

  • в рамках программы поддержка начинающего фермера;
  • в рамках программы развития семейных животноводческих ферм.

У сельхозпроизводителей существует также возможность приобретения техники и оборудования по Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года №1432 с 30% скидкой. Компенсация выплачивается заводам — изготовителям сельскохозяйственной техники.

Андрей Осодоев, Баяндаевский район:

— Хочу задать вопрос, который волнует каждого, кто работает в аграрной отрасли, независимо от направления деятельности. Речь идет об удорожании техники. С приходом кризиса ее стоимость взлетела в два раза. Но если свои расходы еще как-то можно распланировать, то сколько проработают купленные машины, не возьмется предсказать ни один специалист. Качество всех механизмов снизилось значительно. Например, в советское время лемех покупался из расчета один лемех на 20 га, а сейчас одного лемеха хватает всего на 5 га. И хотя его стоимость невелика — 550 рублей, но если посчитать, сколько таких лемехов уходит за один сезон, то выйдет кругленькая сумма. Гарантий, что дорогой трактор окупится и проработает без сбоев несколько сезонов, нет.

Нужно ввести контроль за тем, что продают сельхозпроизводителям на государственном уровне. В нашем хозяйстве есть дорогая техника, но она часто выходит из строя. В этом году приобрели китайский трактор, так и работал хорошо, и затрата горючего составила всего 25 литров в сутки. Неужели наши производители не могут достичь уровня китайцев и приблизиться по надежности к характеристикам советского периода?!

— Нормативный срок службы самоходной сельскохозяйственной техники составляет 10 лет, но по факту они работают 15, 20 и более лет. Вся выпускаемая техника проходит заводской контроль, эксплуатационный контроль на машинно-испытательных станциях (МИС), в хозяйствах ставится на гарантийный сервисный контроль (обслуживание) в течение 24 месяцев. Долговечность и работоспособность техники зависят от эксплуатации и надлежащего ухода за ней непосредственно в хозяйстве, от грамотных, квалифицированных механизаторских кадров.

И еще важный момент: при покупке любой техники, запасных частей (в данном случае лемеха плуга) необходимо обращать внимание, где, на каком предприятии была изготовлена запасная часть, из какого металла, какая у него износостойкость, твердость, какой обработке подвергалась его рабочая поверхность и т. д. Зачастую хозяйства гонятся за дешевизной запчасти, приобретают «сыромятину», изготовленную кустарным способом в приспособленном помещении какого-нибудь ИП.

Загрузка...