Нужно вернуть Слюдянке центральную улицу

Все, кто едет отдыхать на Байкал или гонит фуры с грузом в Забайкалье и на Дальний Восток, следуют транзитом через центр Слюдянки.

Первые шаги к строительству объездной дороги вокруг Слюдянки сделаны. И хоть результатов придется ждать еще лет шесть, страсти в этом маленьком городке кипят уже сейчас. На публичные слушания проекта было вынесено пять вариантов скоростных трасс для большегрузов, из которых выбирали наиболее приемлемый по цене и менее вредоносный для экологии Байкала. Большинство присутствующих сошлось на пятом варианте, однако и у него есть противники, которые теперь выступают в местных газетах и пугают экологической катастрофой. С подробностями — обозреватель «Пятницы».

Татьяна Федоровна Олейник живет в Слюдянке уже 65 лет и давно привыкла к шуму на центральной улице, и к повышенной загазованности, и даже к разговорам о небольших, но частых ДТП. На публичных слушаниях, где обсуждали проект новой объездной, она не была, но прочитала новости в газете. Как многие местные жители, она смотрит на события через призму воздействия на озеро-море.

— Мне лично дорога сейчас не мешает, я живу вдалеке от нее, — говорит она. — Да и привыкли мы уже к ней. Хотя раньше ведь она проходила рядом с Байкалом, но ее убрали именно из экологических соображений. А теперь решили вернуть вроде. Зачем?

Этот вопрос мы переадресовали главе Слюдянского муниципального поселения. Владимир Сендзяк рассказал, что первые попытки предпроектных изысканий были предприняты еще 10 лет назад — в 2004 году. Но деньги на проект появились в бюджете только сейчас. Да и тянуть больше нельзя — иначе скоро Слюдянка встанет от транзитного транспорта.

— Технический показатель, коэффициент загруженности дороги, в Слюдянке сегодня составляет 0,67 при допустимом 0,7, — пояснил Владимир Николаевич. — Разработчики посчитали, что уже к 2015 году он вырастет до 0,71 и превысит допустимые нормы. Уже сейчас на улице Ленина идет сплошной поток, а местные жители все чаще вынуждены стоять в пробках, когда подолгу не могут выехать со второстепенных улиц на главную.

В связи с этим ОАО «Иркутскгипродорнии» разработало целых пять вариантов объездных путей.

Первый из них стал наиболее красивым, но наименее жизнеспособным. Он требовал колоссальных вложений — 35 млрд рублей. Безусловно, он смог бы решить главную задачу — вынос транзитного транспорта за черту Слюдянки. Но для этого потребовалось бы проложить в предгорье Хамар-Дабана, у подножия которого раскинулся городок, огромный сквозной тоннель протяженностью километров десять. Поэтому этот вариант отпал первым.

Еще три варианта не решали основного требования заказчика и предусматривали проезд транзитного транспорта по центральной либо параллельной ей улице. А это повлекло бы огромные затраты на переселение людей из жилья, которое потребовалось бы снести для расширения дорог. В общем, наиболее приемлемым из всех оказался пятый вариант, который отвечал всем требованиям заказчика.

— Его начало — на 104-м километре и далее — по береговой линии озера с переходом на федеральную трассу возле Сухого Ручья, — пояснил Владимир Сендзяк. — На наш взгляд, он решает все задачи: позволяет большегрузам развивать комфортную для них скорость, поскольку они минуют все светофоры и пешеходные переходы, и не предусматривает проблемные для грузовиков левосторонние и крутые повороты.

И вроде всем хорошо, даже представители ВСЖД дали свое добро, но тут сформировалась группа инициативных людей, которые выступают в интересах озера Байкал и утверждают, что близкое к береговой линии расположение трассы навредит его экосистеме. А эстакада, которую предусматривает проект, закроет Байкал от местных.

— Жителям Слюдянки нет никакого дела, что проезжающие по берегу на высоте 5—7 метров со скоростью до 90 километров в час будут ахать от восторга — они ахнули и промелькнули, оставив лишь выхлопы и мусор вместо ожидаемой валюты, а нам здесь жить, — пишет в местной газете Михаил Шурупко. — Благоустройство берега, приуроченное к строительству, включает строительство нескольких асфальтированных дорожек по узкой полоске берега, на которой нам предлагается отдыхать под рев машин над головой. При другом варианте со строительством спортплощадок, кемпингов, заправочных возникает необходимость сноса всех домов на северной стороне улицы 40 лет Октября, но тогда количество подлежащих сносу домов ничуть не меньше, чем при варианте № 1. И в чем же выгода? Нарисованная и очень красочная картинка варианта № 5 будет очень мало соответствовать реальности. Выхлопы остаются в городе, а ГСМ и антигололедные реагенты сразу попадают в Байкал. Кроме того, дорога фактически отрезает город от озера насыпным высоким полотном на несколько поколений.

Он призывает единомышленников объединяться. А представители власти и заказчик объединяют усилия в проведении экологической экспертизы.

Работа по переселению людей из предполагаемой зоны строительства уже начата — жильцы восьми из 18 домов 1903—1904 годов постройки по ул. 40 лет Октября уже получили ключи от новых квартир по программе переселения из ветхого и аварийного жилья.

Аргументы горожан «за»:

  • федеральная трасса не будет находиться в плотной жилой застройке;
  • она не будет разделять город;
  • снизится выброс вредных веществ в воздух;
  • прибрежную зону благоустроят;
  • город избавится от пробок.

Аргументы «против»:

  • транзитный транспорт будет отравлять экосистему Байкала;
  • местным жителям отрежут доступ к озеру;
  • вблизи эстакады, по которой будут мчаться большегрузы, будет опасно ходить.
baikalpress_id:  99 202