Злоупотребление свободой массовой информации - недопустимо

Сколько средств массовой информации - печатных и электронных выходят в свет (эфир) на территории Республики Бурятия, каким образом осуществляется контроль и надзор за деятельностью данных СМИ, какие нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации чаще всего встречаются у СМИ? Эти вопросы мы адресуем руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия (Управление Роскомнадзора по Республике Бурятия) Любови Базыр-Жаповне Дамдиновой.

Корр.: Л.Б-Ж., ваше Управление является уполномоченным органом в сфере массовых коммуникаций на территории Республики Бурятия. Какие функции по данному направлению деятельности Вы исполняете?

Л.Б-Ж.: Прежде всего, это государственная функция по регистрации средств массовой информации на территории Республики Бурятия, а также осуществление государственного контроля за деятельностью данных СМИ.

Обе функции были возложены на Управление с июля 2008 года.

С начала осуществления государственной функции по регистрации СМИ по настоящее время Управлением зарегистрировано 128 новых СМИ, 56 СМИ прошли перерегистрацию, в восемь свидетельств о регистрации СМИ внесены изменения. Одновременно с регистрацией СМИ Управление проводит постоянную работу по выявлению средств массовой информации, не выходящих в свет более одного года, как мы их называем, "мертвых душ". За три с лишним года Управлением выявлено и аннулировано 205 СМИ: из них 181 печатное издание (120 газет, 58 журналов, 1 сборник, 2 бюллетеня) и 24 электронных СМИ (18 телепрограмм, 4 радиопрограммы, 2 информационных агентства). Из 205 свидетельств о регистрации СМИ 133 свидетельств были признаны недействительными по решению суда (по причине невыхода в свет более года), 72 аннулировано по решению и заявлению учредителя.

В итоге, по состоянию на 1 ноября 2011 года, в Управлении Роскомнадзора по Республике Бурятия состоит на учете 250 средств массовой информации. Из них печатных средств массовой информации 149 (95 газет, 50 журналов, 1 бюллетень, 3 сборника), электронных средств массовой информации - 101 (41 телепрограмма, 47 радиопрограмм, 2 аудиопрограммы, 2 электронных периодических издания). Также на учете состоят 9 информационных агентств.

В целях профилактического характера, во избежание нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере СМИ Управлением подготовлена Памятка с разъяснением основных требований законодательства РФ в сфере СМИ, которая вручается каждому учредителю и главному редактору впервые зарегистрированного СМИ.

Управлением ежедневно проводится выборочный мониторинг печатных и электронных СМИ на предмет соблюдения ими требований статьи 4 Закона РФ "О средствах массовой информации" 2124-1 от 27.12.1991 г. Так, ежемесячно сотрудники Управления просматривают от 30 до 40 печатных СМИ различной тематической направленности, в общей сложности от 70 до 90 номеров газет. Также регулярно ежедневно анализируются информационные выпуски местных электронных СМИ.

В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. 16 "О практике применения судами Закона РФ "О средствах массовой информации" Управление ежедневно осуществляет мониторинг содержания комментариев к материалам сайтов в сети Интернет, зарегистрированных в качестве СМИ, на предмет выявления фактов злоупотребления свободой массовой информации.

Управление Роскомнадзора по Республике Бурятия ежегодно планирует проведение мероприятий государственного надзора в отношении СМИ без взаимодействия с редакциями, в целях контроля исполнения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере СМИ. Так, на 2011 год было запланировано 58 мероприятий. За 9 месяцев 2011 года проведено 42 мероприятия государственного надзора: 41 плановое и 1 внеплановое.

Также Управлением проводятся плановые систематические наблюдения в области телерадиовещания. За 9 месяцев 2011 года Управлением проведены 5 плановых мероприятий систематического наблюдения.

Ежеквартально осуществляется мониторинг всех местных лицензиатов-вещателей на территории города Улан-Удэ на предмет соблюдения ими обязательных требований и норм, установленных нормативно-правовыми актами в области средств массовой информации, а также требований и условий лицензий на осуществление эфирного и кабельного вещания.

Корр.: Какие нарушения чаще всего допускают СМИ?

Л.Б-Ж.: Основными законами, соблюдение обязательных требований которых средствами массовой информации на территории Республики Бурятия контролирует Управление Роскомнадзора по Республике Бурятия, являются Закон РФ "О средствах массовой информации" 2124-1 от 27.12.1991 г. (далее — Закон РФ "О СМИ") и Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" 77-ФЗ от 29.12.1994 г. (далее — Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов").

При проведении мероприятий государственного надзора в отношении СМИ в обязательном порядке проверяется соблюдение требований ст.ст. 4, 8, 11, 20, 27 Закона РФ "О СМИ" и ст. 7 Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов". Оба вышеназванных Закона имеют прямое действие и всегда в профессиональной деятельности журналистов должны быть под рукой, как говорится, должны являться их настольными книгами.

Чаще всего редакциями не соблюдается порядок объявления выходных данных, который закреплен ст. 27 Закона РФ "О СМИ". За его несоблюдение главный редактор привлекается к административной ответственности по ст. 13.22 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ).

Также учредители СМИ, согласно статье 11 Закона РФ "О СМИ" при изменении местонахождения редакции, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации обязаны в месячный срок письменно уведомить об этом регистрирующий орган. К сожалению, уже в ходе проведения первых мероприятий государственного надзора выяснилось, что ни одна редакция таких уведомительных писем в регистрирующий орган не направляла. В связи с чем Управлением были направлены разъяснительные информационные письма в адреса многих СМИ, также соответствующая информация размещена на сайте Управления www.03.rsoc.ru. Сегодня редакции направляют в Управление такие уведомительные письма.

В ходе анализа регистрационных дел СМИ Управлением было выявлено непредставление в установленный ст. 20 Закона РФ "О СМИ" срок копий Уставов редакций либо заменяющих его договоров. В адреса редакций были направлены соответствующие письма-требования. Хотелось бы еще раз напомнить, в первую очередь тем, кто недавно зарегистрировал СМИ, что копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации. За непредставление Устава редакции либо заменяющего его договора предусмотрена административная ответственность по ст. 13.23 КоАП РФ.

Практика показывает, что недостаточно знают редакции и Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов". Так, согласно ст. 7 данного Закона, производители документов в день выхода в свет первой партии тиража печатных изданий доставляют через полиграфические организации в федеральный орган исполнительной власти в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций (Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям) по одному обязательному федеральному экземпляру всех видов печатных изданий и в Российскую книжную палату, в зависимости от статуса издания, конкретное количество экземпляров, закрепленное данным Законом. При проведении мероприятий Управлением направляются соответствующие запросы в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и в Российскую книжную палату о направлении экземпляров СМИ. И, как правило, редакции забывают исполнять требования Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов", что приводит к составлению протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.23 КоАП РФ.

Особо контролируется Управлением исполнение требований ст. 4 Закона РФ "О СМИ", которая называется "Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации".

Выполнение данной задачи осуществляется в целях недопущения пропаганды в СМИ социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды, пропаганды культа насилия и жестокости, порнографии, употребления наркотических средств.

К нашему большому удовлетворению, редакции местных СМИ осуществляют свою информационную политику очень обдуманно и взвешенно. И с начала исполнения Управлением функции государственного контроля (надзора) в сфере СМИ нами было выдано только одно предупреждение о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации редакции тарбагатайской газеты "Пульс села".

Корр.: Л.Б-Ж., расскажите подробнее, какая работа проводится Управлением по выявлению и пресечению нарушений требований ст. 4 Закона РФ "О СМИ".

Л.Б-Ж.: При нашем Управлении создан Консультативный совет по применению законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, в который входят представители Информационно-аналитического комитета администрации президента и правительства Республики Бурятия, МВД по Республике Бурятия, Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Бурятия, аппарата Главного федерального инспектора по Республике Бурятия, Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Бурятия, Бурятского государственного университета. Управление имеет своего внештатного эксперта-лингвиста, осуществляющего экспертизы спорных текстов по заказу Управления.

Я уже отметила тот факт, что с начала исполнения государственной функции по контролю (надзору) в сфере СМИ Управлением было выдано только одно предупреждение о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации.

Вместе с тем Управлением были проведены за два года пять заседаний Консультативного совета по применению законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации по факту публикации в газетах "Новая Бурятия" и "Информ Полис" нескольких материалов, балансирующих на грани нарушения требований законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации. Учредители и главные редакторы вышеназванных СМИ приглашались на заседания Консультативного совета, по итогам которых им были вручены соответствующие информационные письма.

Информация о проведении заседаний Консультативного совета оперативно размещалась на сайте Управления.

6 октября 2011 года Управление совместно с Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Бурятия провели семинар с участием главных редакторов электронных СМИ по вопросам противодействия распространению наркотиков и организации антинаркотической пропаганды в СМИ и сети Интернет.

Данный семинар проводился в целях исполнения поручений президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации 18 апреля 2011 года о принятии мер, направленных на повышение эффективности противодействия распространению и пропаганде наркотиков с использованием сети Интернет и разработке механизмов дополнительной государственной поддержки проектов антинаркотической направленности в электронных СМИ.

В семинаре приняли участие главные редакторы и журналисты филиала ФГУП ВГТРК ГТРК "Бурятия", СМИ "Ариг Ус", "Тивиком", "Авторадио-Улан-Удэ", "Байкал Дейли", "Информ Полис online", "Восток-Телеинформ", "Пульс-Инфо", "СТС-Байкал", "Европа плюс. Улан-Удэ", "Радио "Сибирь-Байкал", "Новая Бурятия".

На семинаре анализировались основные ошибки средств массовой информации, приводящие к нарушениям законодательства РФ при освещении темы, касающейся наркотиков и курительных смесей.

После выступлений представителей обоих Управлений состоялась дискуссия. Представители СМИ — участники семинара задавали различные вопросы, касающиеся форм подачи материалов антинаркотической направленности, легитимности распространения в СМИ информации о проведенных задержаниях партий наркотиков с указанием мест проведения данных операций, минимизации освещения темы наркотиков и курительных смесей, использования опыта зарубежных стран при борьбе с проблемой наркомании, а также разработки и внедрения государственных мер поддержки QLH, освещающих данную тематику.

Корр.: Спасибо за интервью.

Метки:
baikalpress_id:  73 820