Учительская революция

На минувшей неделе городской комитет по образованию провел очередное совещание с педагогами Улан-Удэ. Причем чиновники поставили смелый эксперимент — объявили, что будут готовы выслушать любую критику. Говорить разрешили (точнее были вынуждены разрешить) всем. Тут-то благостная картина, о которой рапортуют чиновники, и развалилась. Но зато получился честный разговор. Что в нынешних условиях уже большое достижение.

Отчет передовиков

Эта встреча руководства комитета по образованию города с
педагогической общественностью поначалу напоминала все
предшествующие. В первую очередь речь шла об итогах
внедрения новой системы оплаты труда, реформы, впервые в
стране опробованной на учителях Бурятии. И здесь ключевыми в
докладах чиновников стали слова "повысились", "улучшились",
"увеличились", "эффективность", "опережающие темпы".

— Какие-то, может быть, и имеются негативные вещи. Но это
такая ситуация, когда ложка дегтя в бочке меда. В СМИ
почему-то раздувается эта ложка дегтя. И получается, что в
образовании ничего не делается, и все так плохо и нехорошо.
А вот та бочка меда не освещается, — заявила Елена
Бондаренко.

В самом начале встречи руководитель комитета по образованию
Светлана Трифонова внезапно покинула зал, сославшись на
неотложные дела. Что, очевидно, придало учителям смелости.
Потому что дальше началось небывалое — педагоги стали
открыто высказывать претензии.

Повышение, которого нет

Как оказалось, обещанного Путиным в мае этого года на
Всероссийском съезде педагогов повышения фонда заработной
платы многие так и не увидели. Так, например, в школе 15
заработная плата не только не увеличилась в этом учебном
году, но даже наоборот, уменьшилась:

— В 2010—11 годах в нашей школе была средняя зарплата 10
тысяч рублей. В этом году — 9 тысяч. Почему так? —
вопрошали представители школы.

В ответ Елена Бондаренко обвинила школу в том, что во всех
проблемах школы виноват сам коллектив и то, что в школе мало
учеников.

— Вы не отвечаете на запросы населения, чтобы к вам пришли
дети. Почему в гимназии у нас очереди, туда дети идут и
идут, а к вам нет? — сказала Евгения Бондаренко.

Не ощутили "путинской" прибавки и в школе 22. По словам
учителей, в их школе зарплата выросла лишь на 11 %. На что
чиновники в очередной раз объяснили, что речи о том, чтобы
зарплата каждого педагога вдруг выросла одинаково на 30 %,
нет и не будет.

— Никакого уравнительного подхода к повышению зарплаты не
будет, — подчеркнула Елена Бондаренко.

Таким образом, наверное, впервые было открыто признано, что
слова премьера страны о повышении фонда заработной платы
учителей на 30 % — лишь красивый предвыборный жест.

Бочка дегтя

Директор гимназии 59 Евгений Миронов просить разрешения
выступить ни у кого не стал. Он просто вышел к микрофону и
начал говорить. Несколько раз то Елена Бондаренко, то Гарма
Базаров (представитель минобраза) пытались прервать его
стихийное выступление. Однако за Евгения Миронова вступился
весь зал.

— Говорят, средняя зарплата учителя стала равна средней
зарплате по экономике. Но это равносильно тому, что кто-то
съел 2 курицы, а кому-то вообще ничего не досталось. Но все
равно все в среднем съели по 1 курице. А если учителя
получают по 8 тысяч и уходят из школ? Это же живые люди! У
каждого своя нагрузка, свои семьи! — высказался Евгений
Михайлович.

По мнению директора одной из лучших школ Улан-Удэ, учителей
республики может устроить только общее повышение заработной
платы. Которое им обещал Путин и которого не произошло. И
это не "уравниловка", а необходимое условие для
существования.

— Стимулирующая часть зарплаты — это и есть дифференциация
оплаты труда. Один учитель получит меньше, другой больше —
нет уравниловки. Но директора ведь говорят о фонде! Чтобы
фонд оплаты труда достаточен был и для выплаты нормальной
зарплаты, чтобы нормально жить и содержать школу, — сказал
Евгений Миронов.

Выступление Миронова закончилось бурными аплодисментами.
Председатель профкома школы 24 и педагог в одном лице
Любовь Скромных была не менее категорична:

— За счет чего увеличивается зарплата у некоторых учителей
и вычисляется потом средняя зарплата по Улан-Удэ? За счет
дичайшей нагрузки — учителя вынуждены вести по две ставки.
И среднюю зарплату нужно вычислять не по зарплате, а на
ставку, — говорит учитель.

Оказывается, в стране нет денег

Но существенно повысить зарплату учителям наше государство,
оказывается, не может. В таком ключе ответил на заданные
вопросы начальник отдела экономики и статистики минобраза
Гарма Базаров:

— Государство выплачивает столько, сколько может. Мы можем
гипотетически повысить норматив. Но каким образом это
обеспечить? Мы платим зарплату из денег налогоплательщиков.
Денег не хватает. Поэтому, чтобы обеспечить такие выплаты,
республике нужно кредитоваться, брать бюджетный кредит,
платить по нему проценты. Поэтому республика, исходя из
своих возможностей, установила такие нормативы, — заявил
чиновник.

Вот тут и начались "политические" вопросы, которых, наверное,
в связи с приближающимися выборами чиновникам хотелось бы
избежать.

— Мы выкладываемся на полную катушку. Но живем плохо,
потому что правительство плохо работает? — кричали из зала.

Педагоги вдруг почувствовали, что они не одиноки в этом
противостоянии с властью, и начали говорить о том, о чем
раньше попросту боялись. Складывалась почти революционная
ситуация. Еще немного, и была бы озвучена совсем уж
крамольная мысль: это не в стране нет денег (их, судя по
огромному количеству пафосных строек, полно), это приоритеты
такие у государства, при которых учителя никогда не смогут
получать достойную зарплату.

Сплошная агрессия

Утихомиривать, увещевать присутствующих — все, что
оставалось делать чиновникам.

— Жаль, что сплошная агрессия шла из зала на комитет по
образованию, на министерство. Такое впечатление сложилось,
что состояние образовательных учреждений не улучшилось. И
директорам школ нечего сказать доброго, хорошего. Видимо, у
всех ситуация сложная. Значит, будем дальше работать, —
подытожила выступления заместитель председателя комитета по
образованию Ольга Пихеева.

Гарма Базаров уговаривал людей в другом ключе:

— СМИ не могут не писать, если мы внутри себя не можем
найти общий язык. СМИ именно нужно, чтобы люди ругались. Об
этом интересно писать. О том, что люди правильно и честно
работают, писать не интересно, — сказал Гарма
Базаров.

Чиновник, видимо, так и не понял, что СМИ всего лишь
отражают то, что происходит. Проблемы, о которых наша газета
пишет уже не один год, реально существуют. Просто на
совещаниях с заранее расписанными сценариями их не
озвучивают.

Председатель комитета по образованию Светлана Трифонова,
которая подошла лишь к концу совещания, сделала все, чтобы
попытаться вернуть разговор в нужное ей русло. Пытавшихся
выступать в ее присутствии "оппозиционеров" она громогласно
перебивала, недовольным затыкала рты.

— Что, вы еще не поняли? По-моему, вам четко было сказано.
Давайте на пиар здесь работать не будем. У нас рабочее
совещание, — в таком тоне ответила Светлана Трифонова на
один из вопросов из зала.

Присутствующих отчитали, как школьников, за то, что те
"несут только негатив". Под конец совещания, после слезных
просьб чиновника, директор школы-сада 92 Татьяна
Митрофанова все-таки взяла на себя роль защитника
комитета по образованию. После рассказов о том, как в ее школе все
замечательно, женщина присовокупила: "Пусть меня видит
Всевышний, если я вру!".

— Я еще раз хочу для всех СМИ сказать, что сегодня
совещание, на котором никого специально к выступлению не
готовили. И то, что произошел такой разговор, наверно, нужно
было. Чтобы услышать друг друга и сделать акценты, —
подытожила Светлана Трифонова.

На том и закончили.

Популярные материалы по тегам статьи: 
Загрузка...